17.08.2017

Архитектура и дизайн интерьера модерна Санкт-Петербурга. Часть 21

Сегодня, трудно представить сооружение 1899-1901 гг. в его перво­зданном виде. Давно исчез стеклянный купол, совершенно изменилась уравновешенная, почти симметричная композиция. В 1932 г., несмотря на все противопожарные меры (если они, к тому времени, еще действовали), театр сгорел. На его месте, вскоре, появилось новое театральное здание (ныне «Бал­тийский дом»).

Санкт-Петербург. Народный дом императора Николая II. Архивная фотография начала XX века.

Санкт-Петербург. Народный дом императора Николая II. Архивная фотография начала XX века.

Сохранилась лишь меньшая, правая часть Народного дома, где прежде находились Железный зал и столовая. В конце 1950-х гг. ее приспособили под Планетарий, полностью изменив и перестроив дизайн интерьера. Внешний облик этого фрагмента старого здания также подвергся переделкам. На главном фасаде, 7 арочных окон были разделены перемычками, парные окна верхнего ряда объединены в квадратные, искажен рисунок прое­мов бокового ризалита, над которым надстроена башня обсерватории.

Крупнейшее «здание народных развлечений, так называемый, народ­ный дворец» пользовался исключительной популярностью. Это был, прежде всего, театрально-увеселительный центр и, в наименьшей степе­ни, рабочий клуб. Деятельность учреждения носила несколько казенный и официозный оттенок. Чтобы расширить сферу развлечений, при Народном ломе открылись: сад у Кронверкского канала, узкоколейная железная дорога и аттракционы.

Через несколько лет, позиции Попечительства о народной трезвости едва не пошатнулись. В 1907 г. развернулась кампания, мотивируемая двусмысленной ролью Министерства финансов, которое выступало «в качестве продавца питей и одновременно в качестве сохранителя на­рода от злоупотребления спиртными напитками». Однако, попытка упразд­нить институт попечительств, курируемый Министерством финансов, не состоялась. Он наращивали свою активность.

Перед Первой мировой войной, удалось провести специальное анкетирование двух третей горо­дов и уездов Российской империи, показавшее, что на этих территориях действовали 222 народных дома (не считая строившихся), причем 124 из них содержались попечительствами о народной трезвости.

Массовый приток посетителей, побудил принца А. П. Ольденбургского увеличить пространство Народного дома Императора Николая II. В 1909 г. он начал возведение второй очереди комплекса, получившей название «Народной аудитории», которой, позже, было присвоено его имя. Разработкой и руководством проекта, а также его постройкой было, вновь, поручено заниматься Г. И. Люцедарскому — возглавлявшему строительное отделение Петербургского попечительства о народной трезвости.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Кирикова.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: