16.11.2018

Архитектура и дизайн интерьера модерна Санкт-Петербурга. Часть 24

По внешней стилистике, Народная аудитория вписывается в русло неоклассического направления. Вместе с тем, в ней трудно уловить дух петербургской архитектуры 1910-х годов. Формальный строй здания приводился в соответствие с архитектурными решениями первого корпуса Народного дома (отражавшего облик выставочного павильона 1896 г.). Здесь, также, доминировали характерные черты неоренессанса, подвергнутые модернизации лишь в кирпичной облицовке и, частично, рисунке окон. За исключением лод­жии, трактовке форм были свойственны чертежная сухость и уплощенность.

Санкт-Петербург. Народный дом императора Николая II. Аудитория. Зрительный зал. Фотография 1910-х годов.

Санкт-Петербург. Народный дом императора Николая II. Аудитория. Зрительный зал. Фотография 1910-х годов.

В то же время, аудитория явилась новейшим достижением строитель­ного искусства. В ее комбинированную каркасно-стеновую конструкцию была включена «висячая фахверковая железобетонная стена». Строив­шая аудиторию фирма В. А. Барри рекламировала также «величайший в мире железобетонный купол».

Круглый зрительный зал представляет собой оригинальную модифи­кацию традиционной схемы многоярусного театра. Величественная куполь­ная ротонда была сооружена в монолитном железобетоне. Расставленные по окружности 14 тонких вытянутых колонн, были связаны повер­ху пологими арками. Эта, на редкость легкая воздушная аркада несла большой 33-метровый купол, который был раскрыт посредине фона­рем — окном в небо. По горизонтали ротонду опоясывали 4 ленты балконов.

Тема ордерной аркады была существенно трансформирована и переведена на специфический язык железобетонных форм. Каркасную кон­струкцию отличали строгая элегантность и четкий лаконич­ный рисунок. Ничто не нарушало тектонической ясности, детали отделки (необычные капители, малозаметные рельефы с лирами) были сведены к минимуму. Балконы, связанные с колоннами, были огражде­ны простыми геометрическими решетками. Впечатление легкости уси­ливали широкие интерколумнии, скользящие вертикальные линии вось­мигранных колонн, просветы над арками и волнообразный бег арочных перемычек.

Санкт-Петербург. Народный дом императора Николая II.  Оперный зал.

Санкт-Петербург. Народный дом императора Николая II. Оперный зал.

Зримость несущей конструкции стала определяющей в композиции зала. Интерьер аудитории принадлежал к самым значительным образцам ра­ционалистического модерна. Впрочем, собственно стилевые признаки проявились здесь не столь наглядно, как принципы рационализма. Вы­явление пластических свойств нового конструкционного материала при­внесло в структуру аудитории черты новаторской эстетики, в которой сквозило предчувствие и конструктивизма, и ар деко.

Зрительный зал вместимостью до 3000 (и более) человек состо­ял из партера с амфитеатром и трех ярусов (верхний отводился для бес­платных мест). Сквозь респектабельный портал открывался широкий сектор обзора глубокой сцены. Стилизованные старорусские мотивы живопис­ного занавеса работы И. Я. Билибина должны были отвечать идее народ­ного театра. Железные конструкции сцены проектировала берлинская фирма «Theater & Buhnenbau».

Машинное оборудование для сцены было доставлено из Берлина предприятием Гебгауэра. Задняя железобетон­ная стена шириной 25 метров нависала над проемом для управления декорациями. Освещение и вентиляцию удалось устроить на высшем, по масштабам своего времени, уровне.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: