18.11.2017

Архитектура и дизайн интерьера модерна Санкт-Петербурга. Часть 28

План здания пенсионерского корпуса — Т-образный, с дополнительными выступами. Торцы крыльев оканчиваются цилиндрическими объемами (наподобие апсид), в которых заключены лестничные клетки. В окружении парка скрады­вается осевая симметрия здания, его массы свободно располагаются в пространстве, активная пластика крупных форм превалирует над фасадной выразительностью.

Пансионерский корпус для женщин. Главный фасад.

Пансионерский корпус для женщин. Главный фасад.

Главными художественными средствами здесь являются цвет и фак­тура материалов. Прежде всего, это — насыщенный тон красного кирпича. Архитектор демонстрирует его природную красоту, следуя традиции «кирпичного стиля». Характерную декоративность поверх­ностей из красного кирпича оттеняют светлые горизонтальные полосы из штукатурки. Они опоясывают стены первого и второго этажей, стягивают жгутами цилиндрические формы лестниц и фиксируют углы офактуренными отрезками. Подобная декорация никак не вытекает из тектонической логики сооружения.

Непрерывная тяга опоясывает все фасады над первым этажом, отделяя от кирпичного массива нижний ярус, облицованный каменной мозаикой. Цоколь сооружения сложен из крупных камней, оконтуренных светлой рас­шивкой. Тем самым, подчеркнута незыблемость основания. Дом, как будто, стоит на груде валунов. Стена первого этажа, вперемежку с кирпичными и штукатурными деталями, покрыта гранитной щепой, образующей мелкий и легкий рельеф.

Использованная облицовка отличается редким богатством оттенков серого, крас­ного, лилового оттенков, переливающихся один в другой. Набор из неправильных кусков и случайных осколков порождает стихийное многообразие ри­сунка, непрерывную игру и трепетную фактурность кладки. Вероятно, и сам архитектор любовался живыми эффектами придуманного мозаичного декора. При этом, достигались они лишь за счет природных свойств камня, добываемого тут же, подручным способом (или полученного из строительных отходов).

Оконные проемы разрывают полосатую перевязку стен, но сопряга­ются с ней рустами, а также выделенными штукатуркой замковыми камнями и угловыми клиньями перемычек. Аналогичные элементы, Люцедарский ранее уже использовал в здании лазарета на Большом проспекте, фасады которого прочерчены редкими горизонтальными поясками.

Оба здания архитектора сближают между собой многие приемы и нюансы, включая утонченные детали из лекального кирпича, рельефную узор­ную кладку, свесы крыш (в пансионерском корпусе — на ставших популярными кобылках), а также глухие участки стен. Торцы крыльев пансионерского корпу­са кажутся почти монолитными, на них особенно красочно воспринимается сочетание каменной мозаики, кирпича и белых лент штукатурки.

На протяженном симметричном фасаде, центральной группе окон и входному порталу придана стрельчатая форма. Здесь находился боль­шой зал Дома призрения. Готические мотивы, типичные для «кирпичного стиля», нередко сопутствовали ранним сооружениям, выполненным в стлистике модерна.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: