22.02.2018

Архитектура и дизайн интерьера модерна Санкт-Петербурга. Часть 46

Основная заслуга архитектора Бржозовского состояла в создании новаторской структуры Витебского вокзала. Решая практические задачи в рационалистическом ключе, быть может, сам того не осознавая до конца, он сумел оригинально воплотить ключевые принципы модерна, как новой системы формообразования.

По-началу, Бржозсвский трактовал фасады в «довольно изящных фран­цузских формах». Однако, это было не ар нуво, a скорее, эклектичная архитектура и дизайн интерьера, с чертами классицизма. Основной ярус конструкции вокзала архитектор обработал строем пилястр, а скругленную часть — парными колоннами. Нижний этаж, играющий роль цоколя, был привычно утяжелен рустом.

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Архитектор Бржозовский. Фотография начала XX века.

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Архитектор Бржозовский. Фотография начала XX века.

Некоторые детали конструкции оказались выдержа­нными в ренессансно — барочном стиле. Арка вестибюля с пилонами за­вершалась аркатурным парапетом. Ее витраж, в верхней части, походил на «окно-розу», вернее, полу-розу (созданную, возможно, по образцу Восточного вокза­ла в Париже). Четырехгранный купол вестибюля находил отклик в лег­ком венчании часовой башни.

Несмотря на традиционалистскую окраску фасада, новизна внут­ренней структуры отчетливо проступала сквозь классицистические формы. Ясная артикуляция членений, сложный переменчивый ритм и разномасштабный модуль окон проецировались «изнутри — на­ружу». Таким образом, форма строения неуклонно следова­ла за функцией.

По всей вероятности, необычный характер вокзала несколько смущал архитектора и не вполне удовлетворял членов правления Общества железной дороги. Руководство планировало создать современный вокзал в новом стиле. По этой причине, на стации исполнительного проекта, Бржозовский сделал следующий шаг, показавший желание автора реализовать черты нового стиля в деталях.

Откорректированный вариант фасадов был утвержден с пометкой: «В принципе, Высочайше одобрено» 8 нарта 1902 г. Теперь, от орде­ра осталась только угловая колоннада. Арка вестибюля приобрела бо­лее сложную трехцентровую форму, ее витраж превратился в цельный экран. Окна левой части главного фасада получили криволинейный абрис, а башня лишилась купола. Вслед за Мунцем, Беля­евым и Заруцким, авторами конкурсных проектов, Бржозовский обогатил деталировку верхней части здания вокзала венскими мотивами. Именно они воспринимались характерными штрихами нового стиля, несмотря на то, что в их рисунке сквозила некоторая скованность.

Скорее всего, Бржозовскому, смело комбинировавшему объемы и про­странства, показалась не слишком близкой декоративная изощренность модерна. В этой связи, было не случайно, что к завершению проекта были привлече­ны другие специалисты. Гражданский инженер К.Н. Леонтьев свиде­тельствовал: «При окончательной, детальной разработке, произведен­ной гражданским инженером Быковским, были введены такие изменения, которые дают право назвать вокзал Петербурго-Витебской жел. дор. первым обще­ственным зданием, построенным в новом стиле».

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: