22.10.2018

П.Сезанн. «Пьеро и Арлекин». Картина художника

Близкие к В.Серову люди свидетельствовали, что, увидев в 1904 году сезанновское полотно «Пьеро и Арлекин», он был краток: Деревянные болваны! Прошли годы. Не раз, выдающийся мастер захаживал к собирателю С.И.Щукину, смотрел его собрание новой западной живописи. И всегда Сезанна. Встанет, прищурится и долго разглядывает. С присущей ему искренностью признался однажды, что картина художника не выходит у него из головы.

…Конец 1880-х годов — время, когда семья Сезаннов благодаря наследству обретает материальную независимость. Художник путешествует, в Париже снимает квартиру в доме, расположенном на острове Сен-Луи на Сене. Сезанн поселился в том самом месте, которое описал друг его детства, писатель Э. Золя, в вышедшем двумя годами ранее романе Творчество. Главный герой, художник Клод Лантье, многими чертами напоминал Сезанна. Как и тот, не добился признания у публики, был неудовлетворен своими работами. В конце концов Лантье покончил с собой. Этот сюжет с трагической развязкой многие художники расценили как неверие писателя в новое искусство. Но особенно глубоко был оскорблен Сезанн. Золя наделил Лантье его жестами, привычками и… привел к такому печальному концу! Быть может, живший в безвестности в южном городке живописец приехал в Париж спустя годы для того, чтобы продемонстрировать непокорность судьбе непризнанного одиночки.

Здесь были друзья, которые продолжали ценить картины художника и верить в талант их создателя. Один из них, папаша Танги, держал лавочку, где торговал художественными принадлежностями. Другой — В. Шоке, человек скромного достатка, но страстный коллекционер. По дешевке он покупал полотна импрессионистов в ту пору, когда на выставках публика лишь потешалась над ними. В конце 1880-х годов, внезапно получив наследство, разбогател, купил особняк и задумал украсить его живописью. С этим заказом он обратился к Сезанну. Однако тот, сделав пару эскизов, охладел к работе. Шоке досталась лишь одна картина «Пьеро и Арлекин»…

Оба персонажа картины Сезанна «Пьеро и Арлекин», слуги-шуты в итальянской комедии дель арте, любимые герои пьес и пантомим во Франции.

Их маски надевали на карнавалах. В России пользовался успехом их дальний родственник, персонаж кукольного театра Петрушка. Картина имеет еще одно название «Марди гра», что по-французски означает Масленица. Многолюдный масленичный карнавал весной заполнял парижские улицы и бульвары. Однако, картина Сезанна вовсе не показывает момент уличного гулянья. И хотя в облике Арлекина он изобразил своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал сын знакомого, картина не похожа и на домашний маскарад. Внешность героев картины строго соответствует их традиционному облику. Пьеро, как его описывает старый русский словарь, «продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка». Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры. Пудры на юном лице Пьеро у Сезанна не видно, но оно написано такими густыми белилами, которые можно принять за мел или пудру. Поза Пьеро неловка натурщик, который позировал Сезанну долгими часами, однажды упал в обморок, не вынеся долгого и напряженного стояния. Арлекин — умный дурак итальянской комедии. Его отличают живость, подвижность. Он носит трико, сшитое из треугольных кусочков красного, синего, желтого, зеленого и белого цвета в этой шутовской одежде сохранилось воспоминание о мимах Древнего Рима, костюм которых шился из лоскутков. Сезанновский Арлекин одет в трико из красно-черных ромбов, ритм которых подчеркивает острый силуэт фигуры. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов.

Сохранилось несколько полотен Сезанна, датированных 1888 — 1890 годами и изображающих одного Арлекина.

Живописная поверхность картины плотна, тяжела, весома, словно смальта, демонстрирует различные способы работы кистью. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбов добавлен синий, кажется переливающимся, сверкающим. Но, в отличие от старых мастеров, стремившихся передать фактуру ткани, меха, кружев, автор думает прежде всего о декоративном начале, а не о мире вещей. Так же, как немыслимо представить, что яблоко Сезанна можно надкусить, так не тянет пощупать, из чего сделаны костюмы героев. Итак, кого же они представляют? Может быть, в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна, и художник хотел этим ответить автору Творчества? Или, как полагают, здесь воплотилась вера живописца в то, что шестнадцатилетний сын, отличавшийся жизнерадостным характером, воспримет в отличие от отца открывающуюся перед ним жизнь как праздник? Так или иначе, мастер создал замечательное произведение. Пьеро и Арлекин — это образы людей искусства тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок и линий.

…Картина «Пьеро и Арлекин» предстала перед публикой в 1899 году, когда после смерти Шоке распродавалось его собрание. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна ее увидели молодые живописцы, для которых его творчество станет путеводной звездой. Понравилась и тема картины. Позже, она откликнется в живописи А. Дерена; полюбится П. Пикассо, словом — войдет в искусство XX века.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«П. Сезанн. Пьеро и Арлекин» К. Богемской, М. 1989 г.

Читайте также:

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: