16.08.2017

Пуссен, Никола (1594 — 1665). Картины художников

Пуссен Н. Автопортрет. 1650 г. Париж. Лувр.

Пуссен Н. Автопортрет. 1650 г. Париж. Лувр.

Никола Пуссен родился в 1594 г. в Лез-Андели, в Нормандии, в семье крестьянина. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен. Сначала, Пуссен поступил в мастерскую Ж.Лаллемана, затем — Ф. Элле Старшего. Он увлекался изучением античности, по гравюрам знакомился с живописью Рафаэля. Значительную роль в судьбе будущего художника сыграла встреча с итальянским поэтом Дж.Марино, интерес которого к античной и ренессансной культуре оказал заметное влияние на молодого художника. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марино.

В конце 1623 г. Пуссен посетил в Венецию, а в 1624 г. поселился в Риме.

В Италии художник самостоятельно изучал геометрию, оптику, анатомию, читал античных авторов, штудировал сочинения по теории искусства Альберти и Дюрера и иллюстрировал рисунками рукописи Леонардо да Винчи. В 1620-хначале 1630-х гг. художник создавал картины, подчеркивающие сильные характеры и величественные поступки:

  • Смерть Германика.
  • Мученичество св. Эразма.
Нарцисс и Эхо. Н.Пуссен. Лувр (Париж)

Нарцисс и Эхо. Н.Пуссен. Лувр (Париж)

Также, в это  время писались картины на мифологические и литературные темы:

  • Нарцисс и Эхо.
  • Ринальдо и Армида.
  • Танкред и Эрминия.
  • Парнас.
  • Царство Флоры.

среди которых выделяется серия триумфов и вакханалий:

  • Триумф Нептуна.

В 1630 г. Пуссен женился на Анне Марии, дочери повара, француза, проживавшего в Италии.

Этот брак дал художнику небольшое приданое и, как следствие, относительную свободу творчества. В 1632 г. Пуссен был избран членом Академии Св.Луки. Художник был всесторонне образованным человеком, тонким знатоком античной культуры, тематике которой он отдавал безусловное предпочтение. Библейских и евангельских персонажей Пуссен часто уподоблял античным героям. Античный мир, в его представлении, был идеально прекрасен и населён мудрыми и совершенными людьми. Даже в драматических эпизодах древней истории Пуссен старался видеть торжество разума и высшей справедливости. Глубокое понимание содержания духовной культуры античности нашло отражение не столько в характере сюжетов картин художника, сколько в той форме, посредством которой он выражал свои эстетические идеалы.

Елеазар и Ревекка. Пуссен Н..

Елеазар и Ревекка. Пуссен Н..

Пуссен выработал особую систему живописи, получившую в дальнешем название классицизма.

Назначение искусства художник видел в том, чтобы давать уму пищу для размышлений, воспитывать добродетель, и учить мудрости. В силу этого, Пуссен, практически, не писал портреты, считая этот жанр недостойным внимания и не внушающим зрителю высоких идей. Исключение составили лишь два автопортрета, написанные им по просьбам друзей. Классицистические принципы Пуссена отчетливо проявились уже в полотнах 1630-х гг:

  • Похищение сабинянок.
  • Вдохновение поэта.
  • Танец под музыку Времени.

Постепенно, слава Пуссена дошла до Парижа.

Художника упорно приглашают вернуться. В 1640 г., получив личное приглашение от Людовика XIII, он вернулся в Париж. Указом короля Пуссен был назначен руководителем всех художественных работ. Это восстанавило против него группу придворных живописцев во главе с С.Вуэ. Пуссену была поручена роспись алтарных композиций, аллегории для кабинета Ришелье и убранства Большой галереи Лувра. В Париже Пуссен написал:

  • Чудо св. Франциска Ксаверия.
  • Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора.

Но, парижская жизнь тяготила художника. Не завершив работ, в 1642 г. он вернулся в Рим.

Отдых на пути в Египет. Пуссен Н.

Отдых на пути в Египет. Пуссен Н.

В произведениях второго римского периода в работах Пуссена усилился этико-философский подтекст:

  • Елеазар и Ревека.
  • Аркадские пастухи.
  • Отдых на пути в Египет.

С 1640-х гг. Пуссена все чаще увлекали образы природы.

Развивая принципы идеального пейзажа, мастер представлял природу воплощением совершенства и целесообразности. Часто, Пуссен включал в пейзаж мифологические персонажи:

  • Пейзаж с Полифемом.
  • Орион.

Иногда, пейзажи Пуссена олицетворяли те или иные природные стихии. Художник регулярно вводил в пейзаж эпизоды библейских и евангельских сказаний:

  •  Св. Иоанн на Патмосе.
    и др.

Последней работой Пуссена стал цикл «Времена года», состоящий из четырех полотен:

  • Весна (Рай)
  • Лето (Руфь).
  • Осень (Исход).
  • Зима (Потоп).

Эти картины стали лучшими пейзажными работами художника. Пуссен скончался 19 ноября 1665 г. С его именем связывают возникновение так называемого «героического пейзажа». Новый жанр, будучи уравновешенно скомпонован, своими гармоническими и величественными формами служит сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи художника проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. В изображении фигур Пуссен следовал идеализированной античной традиции. Это и определило путь, по которому продолжила свое развитие французская школа живописи.

При подготовке публикации были использованы материалы Энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: