03.12.2016

Дюфи, Рауль (1877 — 1953). Картины художников

Натюрморт. Р.Дюфи. 1928 г.

Натюрморт. Р.Дюфи. 1928 г.

По всей вероятности, самый правильный путь для всех интересующихся картинами художников с стиле «фовизм» — это совершить тур во Францию. Именно здесь, в начале XX века зародилось это необычное художественное направление, одним из представителей которого был Р.Дюфи  (фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр 23 марта 1953, Форкалькье). Будущий художник родился 3 июня 1877 года в Гавре, в небогатой семье. Его отец, Леон Мариус Дюфи, работал бухгалтером, а мать, Мари Эжени Ида, занималась детьми, которых у нее было девятеро. Несмотря на свою прозаическую профессию, мсье Дюфи не было чуждо ощущение прекрасного. В свободное от основной работы время, он исполнял обязанности органиста и хормейстера в одной из гаврских церквей. И всеми силами приобщал к искусству своих детей. Усилия отца не пропали даром. Один из детей Дюфи, Гастон, стал музыкальным критиком, а Рауль и его младший брат Жан — художниками.

В картинах художника нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа ХIХ-ХХ веков.

Кисть Дюфи была легкой и радостной. Когда Раулю исполнилось 14 лет, он оставил школу и устроился на работу. Нужно было помогать семье. В течение пяти лет юноша служил клерком в конторе Люти и Хаусера, шведских импортеров кофе. Эта работа не доставляла ему радости. Все свободное время Дюфи проводил у окна конторы, из которого открывался вид на гавань, без устали зарисовывая торговые суда, докеров и матросов. Отец, увидев рисунки Рауля, отдал его в вечерние классы при местной Школе изящных искусств. Здесь Дюфи изучал основы живописи у Шарля Люилье. Люилье считал, что каждый настоящий художник должен быть умелым рисовальщиком. Спустя десятилетия Дюфи с теплотой и признательностью вспоминал о своем учителе: Мы смотрели на него с уважением и восхищением, для нас он был великим художником и рисовальщиком.

Пейзаж. Дюфи Р. 1902 г.

Пейзаж. Дюфи Р. 1902 г.

В 1898 году Дюфи призвали в армию. Но менее через год он уже вернулся домой. Помог ему в этом Гастон, его младший брат, выразивший желание записаться в полковой оркестр. По французским законам два брата не могли служить в армии одновременно, и Рауля демобилизовали раньше срока. Когда Дюфи вернулся из армии, мэрия Гавра назначила ему стипендию, чтобы он закончил учебу. Дюфи, как и полагается молодому художнику, потратил эти деньги на поездку в Париж. В Париже он стал заниматься в мастерской Леона Бонна. Четыре года, проведенные в парижской Школе изящных искусств, в мастерской художника-академиста, Дюфи не считал впоследствии потерянными. Он говорил, что любой, даже самый оригинальный художник должен получить классическое образование. В отличие от многих своих однокашников, Дюфи никогда не увлекался богемным образом жизни. Но, между тем, его сложно было назвать отставшим от жизни консерватором. Так, в 1902 году он выставил одну из своих пастелей, исполненную в импрессионистской манере, в галерее авангардной живописи.

Пляж. Дюфи Р. 1904 г.

Пляж. Дюфи Р. 1904 г.

Окончив курс в Школе изящных искусств, Дюфи еще продолжал писать в духе импрессионизма.

Но, в 1905 году художник посетил выставку фовистов. Картины художников привели Дюфи в восторг и смятение — столь яркими и смелыми они показались ему. После этого, он полностью разочаровался в том, что делал раньше, и принялся искать свою собственную манеру письма. Теперь Дюфи часто уезжает из Парижа на зарисовки, экспериментирует с палитрой фовистов, а в 1908 году даже ненадолго увлекается кубизмом.

Дама в розовом. Дюфи Р.  1908 г.

Дама в розовом. Дюфи Р. 1908 г.

Дюфи попробовал себя в качестве книжного иллюстратора, выполнив серию гравюр к «Бестиарию» Аполлинера. В 1911 году Дюфи сделал серию клише для ткани по заказу модельера Поля Пуаре. И парижские дамы, которым и в голову не пришло бы покупать картины Дюфи, платили огромные деньги за шарфы, раскрашенные по его рисункам. Проработав год с Пуаре, Дюфи перешел в лионскую компанию по производству шелковых тканей. Здесь ему предложили пост главного художника, нормированный рабочий день и твердую зарплату. У Дюфи появилась возможность обеспечивать семью, имея при этом свободное время для занятий живописью. К сожалению, эта идиллия продолжалась всего два года. А потом началась Первая мировая война. Дюфи, однако, вовсе не горел желанием записываться в добровольцы. Свой вклад в общее дело он ограничил созданием плакатов и журнальных гравюр. После окончания войны Дюфи вернулся к прежней работе, но менее чем через год она надоела ему, и художник навсегда оставил роспись по ткани.

Казино в Ницце. Дюфи Р. 1929 г.

Казино в Ницце. Дюфи Р. 1929 г.

Весной 1920 года Дюфи арендовал небольшой домик на французской Ривьере, где впервые за все последние годы смог вернуться к живописи.

Именно в этот период окончательно сложилась его яркая и живая манера.Оставляя работу художника по тканям, Дюфи готовился к материальным трудностям, но все оказалось не так уж страшно. Уже в 1921 году он получил предложение организовать персональную выставку в престижной парижской галерее. Выставка прошла с большим успехом, несколько картин были приобретены коллекционерами. Теперь у художника появились не только деньги, но и уверенность в том, что он находится на верном пути. Начинался долгий период неустанной творческой работы, на протяжении которого Дюфи создал сотни картин маслом, акварелью и гуашью, тысячи рисунков, множество гравюр и литографий. Впереди его ожидали многочисленные выгодные заказы. Самым значительным из них стала огромная фреска для Дворца электричества на Всемирной парижской выставке 1937 года.

Интерьер с индианкой. Дюфи Р. 1930 г.

Интерьер с индианкой. Дюфи Р. 1930 г.

Дюфи никогда не расставался со своей мастерской на Монмартре, однако большую часть времени проводил теперь на юге Франции.

Путешествуя в поисках новых впечатлений, он побывал в Англии, Италии, Бельгии, Испании, Марокко и США. Многие видные коллекционеры живописи находили теперь его работы очаровательными и прелестными, а самого художника — приятным во всех отношениях человеком, с которым легко иметь дело. Так продолжалось до 1938 года, когда Дюфи заболел суставным ревматизмом. Болезнь прогрессировала, и к концу 1940-х годов Дюфи превратился в калеку, не способного удержать кисть в скрюченных пальцах. Художник был уверен, что его работе пришел конец, но в начале 1950-х он получил приглашение от американского врача Фредди Хомбургера приехать в его клинику в Бостоне. Здесь Дюфи прошел курс лечения только что открытым препаратом кортизоном, и его пальцы вновь обрели подвижность. В 1951 году Дюфи переехал в Таксон (штат Аризона). Сухой и теплый климат этой местности должен был помочь художнику полностью оправиться от болезни. Но в 1952 году он затосковал вдали от родины и вернулся во Францию, где купил мастерскую неподалеку от Авиньона и приступил к работе. Ревматизм больше не докучал ему, но зимой 1952 года он переболел воспалением легких, и это окончательно подорвало здоровье художника. 23 марта 1953 года у Дюфи произошла закупорка коронарных сосудов, и на следующее утро он скончался. Художника похоронили на монастырском кладбище. Один из выступавших на его похоронах сказал: Вместе с Раулем Дюфи из нашей жизни ушла радость бытия. Теперь мы не сможем с прежней непосредственностью любить ни это небо, ни эту землю.

Избранные работы Дюфи:

  • Рыбный рынок в Марселе, 1905
  • Посвящение Моцарту, 1909
  • Яхта у Сен-Адрес, 1912
  • Деревня на берегу моря, 1922
  • Ипподром Отей, 1924
  • Вид на Сен-Адрес, 1924
  • Казино в Ницце, 1927
  • Выездка в Довилле, 1930
  • Дерби в Эпсоме, 1933
  • Барки и лодки, 1935
  • Парусные яхты в Трувиль, 1936
  • Фея Электричества 1937
  • Большой оркестр, 1942
  • Оркестр, 1942
  • Жёлтая консоль, 1947
  • Ателье художника, 1949

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: