10.12.2016

Базилика Сакре-Кер в Париже. Архитектура и дизайн интерьера

Базилика Сакре-Кер. Общий вид

Базилика Сакре-Кер. Общий вид

Расположенная на вершине Монмартрского холма, базилика Сакре-Кер («Святого Сердца Христа») в Париже пользуется, во время туров во Францию, не меньшей известностью, чем Эйфелева башня. В значительной степени, это обусловлено ее белизной, которая является следствием применения особого вида известняка, материал которого успешно противостоит загрязнению. В начале XX века в этом районе располагались студии художников, многие из которых (такие как Брак, Пикассо, Модильяни и Утрилло) обрели в дальнейшем мировую известность.

Силуэт Сакре-Кер формируют пять удлиненных куполов с высокими колокольнями. Вид, открывающийся с высоты ее центрального купола, в ясную погоду позволяет увидеть практически весь город. Сакре-Кер была построена в память жертв франко-прусской войны 1871 г. Вместе с тем, базилика изначально задумывалась как центр паломничества. В то время была распространена точка зрения, что военное поражение Франции явилось наказанием народа за жизнь «вне религии», и что новая церковь поможет искупить эту вину. Финансирование строительства сооружения обеспечивалось из частных фондов по сбору средств.

В 1873 г. Национальное собрание Франции объявило конкурс на разработку проекта. Выбор был сделан в пользу предложения архитектора Поля Абади (1812-1884 гг.). Первый камень базилики был заложен в 1875 г. Во время работ по возведению фундамента возникли трудности (связанные с мягким глинистым основанием и обнаруженными старыми каменоломнями) на решение которых ушло три года. Строительство склепа началась в 1878 г., остальных помещений – в 1881 г. Завершил строительство Сакре-Кер Люсьен Магне, возглавивший его после кончины П.Абади. Для посещений базилика была открыта с 1891 г., но работы над ее интерьером продолжались до 20-х годов XX века. Освящение состоялось 16 октября 1919 г. Оконные витражи, получившие сильные повреждения во время бомбардировок 1944 г., были восстановлены в 1946 г. С 1905 г. сооружение находится в ведении городских властей.

Сакре-Кер представляет собой эклектичную постройку, использующую романо – византийские формы базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Подобно Сен-Фрон, а также церкви Сан-Марко в Венеции, план Сакре-Кер основан на греческом равностороннем кресте. Все три церкви имеют по пять куполов, однако их расположение в базилике Сакре-Кер изменено. В отличие от Сен-Фрон и Сан-Марко (где купола размещены над четырьмя «рукавами» проходов и в центре их пересечения), четыре купола Сакре-Кер привязаны к точкам плана, где греческий крест вписан в квадрат, и один – в центре. Также, были уменьшены размеры «рукавов», а высоты куполов увеличены по вертикали.

Базилика Сакре-Кер. Мозаика в апсиде алтаря

Базилика Сакре-Кер. Мозаика в апсиде алтаря

Базилика примечательна большой полукруглой апсидой и семью часовнями. Большинство архитектурных изменений было обусловлено паломническими функциями сооружения, нуждающимися в большом пространстве для сбора и шествий. Вероятно по этой причине, сооружение не является базиликой в классическом смысле этого слова (подразумевающем план в виде латинского креста, неф, хор и т.д). Размеры Сакре-Кер весьма значительны. Сооружение составляет 84 x 34,5 м. в плане, с куполом на отметке 81,5 м. Колокольня, завершенная в 1914 г. имеет высоту 92,4 м. Самый большой колокол базилики (отлитый в Анси в 1895 г.), названный «Савояр» (la Savoyarde) весит более 19 тонн.

На протяжении большей части XX века архитектура Сакре-Кер воспринималась неоднозначно. Ее считали как символом Парижа, так и образцом дурного вкуса. Существовала и точка зрения, видевшая в архитектуре сооружения образец переходного стиля. Но, время меняет пристрастия и нивелирует противоречия. Сегодня базилика Сакре-Кер, многократно запечатленная на картинах Утрилло, является одним из самых известных символов Парижа.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: