16.08.2017

Сен-Санс, Камиль (1835 — 1921)

Сен-Санс Камиль (1835 - 1921)

Сен-Санс Камиль (1835 — 1921)

К.Сен-Санс, прежде всего, вошел в историю как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако, всем этим далеко не исчерпывался талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Он был избран членом Французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрономии, археологии и истории не уступали эрудиции иных ученых. В своих полемических статьях композитор выступал против ограниченности творческих интересов, догматизма, за широту художественных вкусов. Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 г. в Париже, в семье, связанной с искусством: его отец писал стихи, мать была художницей. Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу второго Моцарта. С трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист.

В 1848 г. Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т.ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г.Берлиоза и Ш.Гуно. С 1853 по 1877 гг. он работал в различных соборах Парижа. Искусство органной импровизации Сен-Санса быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Человек неутомимой энергии, Сен-Санс, однако, не ограничивается лишь игрой на органе и сочинением музыки. Он выступал как пианист и дирижер, редактировал и издавал произведения старых мастеров, писал теоретические труды, стал одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 70-х гг. XIX в. одно за другим появлялись сочинения, с восторгом встречаемые современниками. Среди них:

  • Симфоническая поэма Прялка Омфалы.
  • Симфоническая поэма Пляска смерти.
  • Опера Желтая принцесса.
  • Опера Серебряный колокольчик.
  • Опера Самсон и Далила — одна из вершин творчества композитора.

Оставив работу в соборах, Сен-Санс целиком посвятил себя композиции. При этом, он много путешествовал по всему миру. Музыкант был избран:

  • Членом Института Франции (1881 г.),
  • Почетным доктором Кембриджского университета (1893 г.).
  • Почетным членом Петербургского отделения РМО (1909 г.).

Искусство Сен-Санса всегда находило почитателей в России, которую композитор неоднократно посещал. Он был дружен с А.Рубинштейном и Ц.Кюи, интересовался музыкой М.Глинки, П.Чайковского и др. Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир Бориса Годунова М.Мусоргского.

До конца своих дней Сен-Санс жил активной творческой жизнью: сочинял, не зная усталости, концертировал и путешествовал, записывался на пластинки. Последние концерты 85-летний музыкант дал в августе 1921 г. незадолго до смерти. На протяжении всего творческого пути, композитор особенно плодотворно работал в области инструментальных жанров, отводя первое место виртуозным концертным произведениям. Широкую известность приобрели такие сочинения как:

  • Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром.
  • Третий скрипичный концерт (посвящен известному скрипачу П.Сарасате).
  • Концерт для виолончели.
  • Второй концерт для фортепиано.
    и др.

Эти и другие произведения (Симфония с органом, программные симфонические поэмы, 5 фортепианных концертов) выдвинули Сен-Санса в ряд крупнейших французских композиторов. Он создал 12 опер, из которых наибольшую популярность приобрела Самсон и Далила, написанная на библейский сюжет. Впервые, она была исполнена в Веймаре под управлением Ф.Листа (1877 г.). Оперу отличают: широта мелодического дыхания и очарование музыкальной характеристики центрального образа Далилы. По словам Н.Римского-Корсакова, это сочинение явилось идеалом оперной формы. Музыке Сен-Санса свойственны:

  • Образы светлой лирики.
  • Созерцательность.
  • Благородная патетика и радость.

Нередко, интеллектуальное, логическое начало в его музыке преобладает над эмоциональным. Композитор широко использовал в своих сочинениях интонации фольклорных и бытовых жанров. Песенно-декламационный мелос, подвижная ритмика, изящество и разнообразие фактуры, ясность оркестрового колорита, синтез классических и поэмно-романтических принципов формообразования все эти черты нашли отражение в лучших произведениях Сен-Санса, вписавшего одну из ярких страниц в историю мировой музыкальной культуры.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников. Ссылка для ознакомительного прослушивания некоторых произведений К.Сен-Санса указана внизу страницы. Нумерация частей может не всегда соответствовать оригиналу.

МУЗЫКА ОНЛАЙН:

Сен-Санс, Камиль (1835 — 1921). Музыка онлайн

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: