08.12.2017

Серпуховской художественный музей. Часть 1

Серпуховский историко-художественный музей, один из крупнейших в России, был основан 25 декабря 1920 года. Поначалу, музей располагал сравнительно не­большим собранием древнерусского и западноевропей­ского искусства, в состав которого вошли произведения из частной коллекции, национализированной после революции. В последующие годы музей пополнялся новыми произведе­ниями, поступившими из художественных фондов Мо­сквы. Сейчас музейные фонды содержат значительное количество выдающихся произведений российского, западноевропейского, и со­ветского изобразительного ис­кусства. Среди них: живопись, графика, скульптура и такие предметы декоративно — прикладного искусства как фарфор, стекло и художественная мебель.

Восемнадцатый век стал важным рубежом в исто­рии русской художественной культуры. Преобразования в экономической, общественной и куль­турной жизни России XVIII века переопределили характер русской культуры этого пе­риода и, в частности, искусства. В это время в России начинали активно развиваться все жанры живописи, ведущее положение среди которых занял портрет.

Развитию портретной живописи содействовал инте­рес к личности человека, способного принести пользу государству своими знаниями и опытом. Своего расцвета русское портретное искусство достигло во второй половине XVIII — начале XIX века.

«Портрет неизвестного». Ф.С. Рокотов. 1787 г.

«Портрет неизвестного». Ф.С. Рокотов. 1787 г.

Творчество Ф.С. Рокотова (1735 — 1808) —целая эпоха в истории русской живописи. Одним из первых он первый внес в портретное искусство поэтичность и тонкий лиризм, раскрыл благородство и духовную красоту человека. Портреты мастера отличаются особым живописным почерком, поэтичностью и легкостью мазка. В «Портрете неизвестного» (1787 г.) художник, уделяя основное внима­ние углубленной индивидуальной характеристике че­ловека, мастерски передает и живописные аксессуары — одежду, кружева и т. д.

«Портрет неизвестного». Д.Г. Левицкий.

«Портрет неизвестного». Д.Г. Левицкий.

Столь же значительно и творчество другого круп­нейшего мастера портрета — Д.Г.Левицкого (1735 — 1822 гг.). Психологическая глубина, выразительность и лаконичность в использовании художественных средств отличает большинство работ художника. Одна из подобных работ худож­ника в музее — «Портрет неизвестного».

Следующим этапом в развитии русского искусства стал XIX век. Для ряда художников первой половины этого столетия характерно обращение к изображению жизни простых людей. В них, нашло отражение новое отношение части русской интеллигенции к народу, возникшее в связи с той ролью, которую он сыграл в Отечественной войне 1812 года.

Одним из первых художников, обратившихся к подобному жанру, стал А.Г. Венецианов (1780 — 1847). Его творчество сыграло важную роль в истории русской живописи первой половины XIX ве­ка. Оно развивало тему, связанную с жизнью и бытом русского крестьянства.

«Мальчик с флейтой». Неизвестный мастер венециановской школы.

«Мальчик с флейтой». Неизвестный мастер венециановской школы.

Ученикам Венецианова принадлежит заметное место в дальнейшем развитии бытового жанра живописи. В экспозиции музея представлена работа неизвест­ного мастера венециановской школы «Мальчик с флей­той». Выдержанная в деликатной серо-коричневой гамме красок, картина дает основания считать ее одной из лучших работ вене­циановской школы.

«Прилив». И.К. Айвазовский.

«Прилив». И.К. Айвазовский.

Известный художник-маринист И. К. Айвазовский (1817 — 1900 гг.), романтик моря, любивший изображать его бурным, кипучим, грозным, в конце творческого пути часто обращался к мотивам тишины и покоя. В таких работах, как «Прилив», «В тумане», им мастер­ски передана световоздушная среда.

Вторая половина XIX века примечательна творчеством художников-реалистов, объединившихся в Товарищество передвижных худо­жественных выставок. В нем, дальнейшее развитие в получил бытовой жанр. Острый жизненный драматизм нашел свое отражение в произ­ведениях одного из мастеров бытового жанра, худож­ника-передвижника В. Е. Маковского (1846 — 1920 гг.). В его картине «Молебен на пасхе» (1887—1888 гг.) сказа­лось умение живописца облечь психологически глубокое содержание в высокохудожественную форму, тонко передававшую события действительности.

Значительное место в искусстве второй половины XIX века занимает пейзаж. В произведениях пейзажистов-передвижников в образах российской природы нашло отражение поэтическое представление о красоте и богат­стве земли, берущее свое начало в сказаниях, песнях и притчах. Одним из крупнейших мастеров реалистиче­ского пейзажа этого времени заслуженно считается А.К. Саврасов (1830 — 1897 гг.), в работах которого, по сло­вам Левитана, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Савра­сов представлен в музее одной из своих лучших работ – «Лун­ная ночь. Болото» (1870 г.). Картина передает обаяние ночи, бескрайние просторы, полные зата­енной жизни, и тонкий лиризм скромного уголка родной при­роды.

И.И. Шишкин (1832 — 1898 гг.) вошел в историю пейзажной живописи как мастер, отражения просторов, величия и красоты российских лесов. В этюде «Еловый лес зимой» (1884 г.) художник со­здал величавый образ леса, полный торжест­венного спокойствия, красоты и силы.

«Старая мельница». В.Д. Поленов. 1880 г.

«Старая мельница». В.Д. Поленов. 1880 г.

Особой поэтичностью и живописным мастерством проникнуты произведения В.Д. Поленова (1844 — 1927 гг.). Автор ряда известных исторических и бытовых картин, он много работал и в пейзажной живописи, создав свой, «поленовский» пейзаж, проникнутый интимно-лириче­ским чувством. Его произведения отличает непосредственностью вос­приятия природы, тонкая передачей световоздушной среды, и точный рисунок. Одно из них — «Старая мельница» (1880 г.).

Своеобразной творческой индивидуальностью обла­дал В.М. Васнецов (1848 — 1926 г.). Он вошел в российское искусство как поэтический истолкователь древнерусской истории и сказочно-былинного эпоса. В образе богатыря в картине «Витязь на распутье» (1878 г.) художник воплотил черты народной силы и до­блести.

Один из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок Н.А. Ярошенко (1846 — 1898 гг.) представлен в музее этюдом «Цыганка» (1886 г.). Этот этюд выставлялся на XIV выставке пере­движников и по своей композиционной и живописно-пластической завершенности, и мастерству раскрытия характера модели успешно соперничал со многими закон­ченными произведениями.

Близок в своем творчестве к искусству передвижни­ков был знаменитый живописец-баталист В.В. Ве­рещагин (1842 — 1904 гг.). Вся необычная жизнь Вереща­гина, богатая героическими эпизодами и активной творческой деятельностью, была посвящена теме войны, жизни и быта в жизни разных народов. В 1869—1873 годах художником была создана серия картин на темы войны в Туркестане. Одна из лучших жанровых картин серии — «Торже­ствуют». Полотно проникнуто чувством гуманизма, осуждением варвар­ства и фанатизма. В экспозиции музея также экспони­руется этюд к этой картине — «Самарканд» (1872 г.).

При подготовке публикации были использованы материалы статьи П.Марухиной.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: