08.12.2016

Серпуховской художественный музей. Часть 2

«Георгины». П. С. Гончарова

«Георгины». П. С. Гончарова

Ряд городов Московской области (а также – близлежащих областей) имеет интересные коллекции художественных произведений. В их составе находятся как картины, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Как правило, музейные коллекции формировались из национализированных после революции собраний художественных произведений усадеб, которые через столичные ведомства перераспределялись по региональным центрам. К подобному типу принадлежит и собрание Серпуховского историко-художественного музея, добраться до которого из Москвы можно как самостоятельно, так и в составе организованной группы.

Наряду с произведениями зарубежных мастеров, коллекции Серпухов­ского историко-художественного музея включают работы русских художников конца XIX — начала XX века. Живопись этого времени — важная страница в истории российской художественной культуры. В ней воплотились, соответствующее своему времени: жизненный уклад, человеческие взаимоотношения, а также видение окружающего мира.

«Новый ткацкий зал. Орехово-Зуево» 1904 г. Н. А. Касаткин

«Новый ткацкий зал. Орехово-Зуево» 1904 г. Н. А. Касаткин

Н. А. Касаткину (1859 — 1930 гг.), одному из последних представителей объединения передвижников, принадлежит этюд «Новый ткацкий зал. Орехово-Зуево» (1904 г.). Работа повествует о труде ткачих в новой индустриальной среде, связывающей жизнь человека и машины.

«Крестьянская девушка». 1915 г. Пастель. А. Е. Архипов

«Крестьянская девушка». 1915 г. Пастель. А. Е. Архипов

Для А. Е. Архипова (1862 — 1930) характерен интерес к вопросам колорита, что наиболее заметно проявилось в поздних произведениях художника. Такова пастель «Крестьянская девушка» (1915 г.), принадлежащая к распространенному в творчестве художника в 1910-е—1920-е годы типу портретов крестьянок в красочных нацио­нальных костюмах. Работа выдержана в цветовой гамме, состоящей из оттен­ков интенсивных розовато-красных тонов.

Этюд «Ночью». 1913 г. К. А. Коровин

Этюд «Ночью». 1913 г. К. А. Коровин

К. А. Коровин (1861 — 1939 гг.), иногда называемый русским импрессионистом, в большом этюде «Ночью» (1913 г.) сосредоточил внимание на передаче ночного освещения. Работа повествует о красоте бытия и романтическом очаровании южной ночи.

Этюд «Юрьевец. Пасмурный день на Волге» 1890 г. И. И. Левитан

Этюд «Юрьевец. Пасмурный день на Волге» 1890 г. И. И. Левитан

Большое значение для формирования творчества выдающегося пейза­жиста И. И. Левитана (1860 — 1900 гг.) имели поездки на Волгу. В волжском этюде «Юрьевец. Пасмурный день на Волге» 1890 года отражено тонкое ощущение состояния природы и сопутствующее ей настроение.

«Золотая осень». 1901 г. С. Ю. Жуковский

«Золотая осень». 1901 г. С. Ю. Жуковский

В произведениях ученика Левитана — С. Ю. Жуковского (1873 — 1944 гг.) жанр лирического пейзажа получил дальнейшее развитие. Для картины «Золотая осень» (1901 г.) характерны свежесть непосредственного восприятия природы и гармоничное колористическое решение. Именно, цвет, тончайшие оттенки которого Жуковский умел передавать с неподражаемым мастерством, определяет эмоциональный строй полотна, привнося в него смесь любования и меланхолии.

«Весна». К. Бялыницкий-Бируля

«Весна». К. Бялыницкий-Бируля

Ощущением пробуждения природы проникнута работа другого из­вестного пейзажиста В. К. Бялыницкого-Бирули «Весна». Картину отличает дина­мизм композиционного построения и энергичная манера письма.

«Ростов Великий». К. Ф. Юон

«Ростов Великий». К. Ф. Юон

Немалое своеобразие присуще творчеству К. Ф. Юона (1875 — 1958 гг.), в работах которого пейзаж неразрывно связан с изображением деятельности человека. Картина «Ростов Великий» изображает знаменитый памятник древнерусского зодчества — Ростовский Кремль. Однако, художник воспринимает его сквозь призму сегодняшнего дня. Изображение пестрой праздничной толпы, искря­щегося на солнце снега и разноцветных куполов соединяется в единый эмоциональный настрой.

«Киммерийская область». Панно. К. Ф. Богаевский

«Киммерийская область». Панно. К. Ф. Богаевский

По-другому воспринимает природу К. Ф. Богаевский (1872 — 1943 гг.). Ученик Куинджи (а впоследствии — член объединения «Мир искусства») он выступает как мастер героического пейзажа. Большая картина-панно «Киммерийская область» наглядно представляет особенности творческого метода мастера. Изображение дикой, торжественно-величавой природы, строгая, фризообразная композиция и чеканный рисунок свидетельствуют о стремлении Богаевского следовать традициям старых мастеров (в первую очередь, А. Мантеньи и К. Лоррена). Сдержанно-декоративный колорит картины, напоминающий гамму старинных гобеленов, добавляет восприятию пейзажа ощущение таинственности.

«Бегонии». И. И. Машков

«Бегонии». И. И. Машков

Широков распространение в российской живописи начала XX века получил жанр натюрморта. Особую популярность он приобрел среди членов художественного объединения «Бубновый валет», одним из представителей которого был И. И. Машков (1886 — 1944 гг.). Его натюрморт «Бегонии» отражает характерную для данного направления попытку проникнуть в суть состояния предметов, противопоставив его всему мимолетному и случайному. Крупный масштаб, и активное включение чистых цветовых тонов позволяют не только визуально ощутить сочность листьев цветка, но и порадоваться красоте окружающего мира.

«Натюрморт». Р. Р. Фальк

«Натюрморт». Р. Р. Фальк

Р. Р. Фальк (1886 — 1958 гг.) в картине «Натюрморт», работал над выявлением тектоники отдельных предметов, решая работу в тонкой колористической гамме, основанной на преобладании  градаций одного цветового тона.

«Стрижка овец». П. С. Гончарова

«Стрижка овец». П. С. Гончарова

С «Бубновым валетом» была тесно связана творческая деятельность П. С. Гончаровой (1883 —1962 гг.). Композиция «Стрижка овец» построена на контрастном сочетании больших открытых цветовых плоскостей. Для Гончаровой характерно вни­мательное отношение к колориту, увлечение примитивизмом, народным лубком и улич­ной рекламой. Натюрморт «Георгины» посвящен поискам выразительных цветовых сочетаний.

«Грусть». Пастель. В. Э. Борисов-Мусатов

«Грусть». Пастель. В. Э. Борисов-Мусатов

Особое место в истории российской живописи занимает творчество В. Э. Борисова-Мусатова (1870 — 1905 гг.). Тяжелая душевная травма — следствие физического недуга, нередко вы­зывала у художника настроение печали и одиночества. Редким обаянием проникнута пастель художника под названием «Грусть» (авторское название «Одиночество»), где среди изящных серовато-пепельных красок летней ночи вырисовывается хрупкий призрачный силуэт молодой девушки.

«Автопортрет». П. И. Келин

«Автопортрет». П. И. Келин

Характерным образцом русской портретной живописи начала XX столетия явля­ется «Автопортрет» П. И. Келина (1887 — 1946 гг.), свидетельствующий об интересе художника к передаче индивидуальных черт характера модели и виртуозном владении художником техникой гуаши. В восприятии человеческой личности и принципах художественного решения эта работа продолжает традиции портретного искусства В. А. Серова, последователем которого был П. И. Келин.

Собрание живописи российских художников в Серпуховском музее не ограничивается перечисленными работами. Но, именно в них наиболее наглядно проявились особенности стилей и жанров, сложившиеся в России в период с конца XIX – по начало XX века.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Л. Москалевой.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: