21.09.2017

Шехтель, Федор (1859 — 1926). Архитектура и дизайн интерьера

Шехтель Федор Осипович/ 1890-е годы

Шехтель Федор Осипович/ 1890-е годы

Работы выдающегося архитектора Ф.Шехтеля были преимущественно связаны с Москвой. Однако, истоки его самобытного творчества лежат в древнерусской культуре северной части страны. Шехтель (1859 — 1926) принадлежит к числу крупнейших российских зодчих рубежа XIX — XX-го столетий.

Временность архитектурной формы не случайно проявляет себя в разрушении закона, правильности и успокоенности. «Время — не в тождественном себе мгновении и не в неизменном покое вечности, оно — между ними. Оно — то, что превращает бытие в становление, тождественное делает нетождественным, что растит, извлекая из внутреннего новое и иное, природу. Да, время не может быть изображено вместе с пространством, но оно может войти в образ пространства, деформируя пространственный образ. Время искривляет контуры предмета, деформирует его привычные очертания смысловым образом. Запечатлевая временно-длительный образ играющего и пульсирующего представления (П. Флоренский), художник отказывается от натуралистического изображения предмета в пользу его символического толкования, когда образ отображает не только временное бытие предмета (как, например, застывает в мгновении волна лестницы особняка Рябушинского), но начинает включать в себя и всю его историю, судьбу, как это видится в образе сказочного дракончика в готическом кабинете особняка А.Морозова во Введенском пер. (арх. Ф. Шехтель, 1895 г.). Словно века и тысячелетия таинственного прошлого Природы, словно дремлющая сила воплотилась в этом мифическом существе и дышит в нем своей тайной жизнью. Единство времени и вечности (Новалис) — лозунг романтиков, несущий символическое решение загадки отношения идеального и реального, духовного и природного, божественного и земного. Во временном выразить вечное. В вечном не потерять временное. Для стиля модерн такое понимание становится творческим кредо. Следующая эпоха в архитектуре уже забудет о вечном».

Николаева С. И. «Эстетика символа в архитектуре русского модерна»

Дом Щапова. Архитектор А.Каминский, при участии Ф.Шехтеля.

Дом Щапова. Архитектор А.Каминский, при участии Ф.Шехтеля.

Федор Осипович Шехтель родился 7 августа 1859 года в Саратове. Об отце его известно только, что он был инженером-технологом. Мать зодчего, а также его жена (он был женат на своей кузине) происходили из семьи саратовских купцов Жегиных. Известной личностью был отец его жены Т.Жегин, приятель П.М.Третьякова, близкий к кругам московского просвещенного купечества, увлекавшийся искусством и коллекционированием. Эта дружба, вероятно, и была причиной того, что мать Шехтеля — Дарья Карловна служила экономкой у Третьяковых, в доме которых часто бывал молодой Шехтель.

Неизвестно, где Шехтель получил первоначальное образование. В его личном деле из фонда Строгановского училища, хранящегося в Центральном государственном архиве литературы и искусства, имеется аттестат об окончании Тираспольской католической гимназии. В находящемся в том же архиве фонда Училища живописи, ваяния и зодчества тот же аттестат и данные об учебе в училище в 18761877 годах в третьем научном классе.

В мемуарах встречаются упоминания о работе Шехтеля «архитекторским помощником» у известных московских зодчих конца XIX века А.Каминского и К.Терского.

Имеются данные, что, будучи помощником последнего, Шехтель не просто участвовал в проектировании театра Парадиз на Большой Никитской, но и составил проект фасада. Работа у обоих зодчих оказалась, бесспорно, плодотворной для Шехтеля. Каминский талантливый проектировщик, одаренный акварелист, знаток русского и западных средневековых стилей. По-видимому, не без влияния Каминского, у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, а также колористический дар Шехтеля одного из лучших мастеров цвета в архитектуре. Наконец, Каминский сыграл большую роль в судьбе молодого зодчего, введя его в круг московского просвещенного купечества и обеспечив его рекомендациями в среде состоятельных заказчиков. Может быть, будущему архитектору в этом помогла мать, служившая у Третьяковых экономкой и бывшая фактически членом их семьи. Однако, членом этой семьи был и Каминский (жена его урожденная Третьякова).

Обложка альбома [Весна красна]. 1883 г. Ф.Шехтель.

Обложка альбома [Весна красна]. 1883 г. Ф.Шехтель.

С конца 1870-х годов, Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое время, архитектура занимает в его творчестве сравнительно скромное место. Он иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. Вместе с братом А.П.Чехова художником Н.П.Чеховым (с которым он познакомился и подружился в училище) Шехтель пишет иконы и создает эскизы монументальных росписей. Но самое большое место в творчестве молодого Шехтеля до конца 1880-х начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает костюмы и эскизы декораций, и эта деятельность позднее, в конце столетия, словно найдет продолжение в проектировании театрови народных домов.

Шехтель был помощником декоратора Большого театра К.Вальца непревзойденного мастера превращений, сказочных метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов, прославившегося постановками, представлявшими красочные зрелища. Это — одна сторона театральной деятельности Шехтеля. Вторая —  народный театр и оформление народных гуляний. Он работал художником у знаменитого М.Лентовского, ориентировавшегося на вкус массового зрителя, создателя театра Скоморох.

Шехтель — типичная для своего времени фигура — художник, пришедший в архитектуру без специального образования.

Тенденция к всеобщему и радикальному обновлению сложившихся в архитектуре норм (не только в России, но и повсюду в Европе) выражает себя в появлении лиц, максимально склонных к новаторству. Однако, то, что для многих художников осталось эпизодом, архитектурными упражнениями, для Шехтеля стало делом и смыслом всей жизни.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Уже в середине 1880-х годов по его проектам велась застройка имений Кирицы и Старожилово в Рязанской губернии, строились загородные дома в Московской и Ярославской губерниях, выполнялся дизайн интерьера квартир и особняков. Строительство дач, особняков и отделка интерьеров московских домов разветвленной фамилии Морозовых, сопутствовавшие этим работам творческий успех и признание определили дальнейшую судьбу молодого Шехтеля. Очевидно, запоздалое получение диплома техника-строителя в 1893 году одновременно с утверждением в Московской городской управе проекта особняка Морозова на Спиридоновке свидетельствует об окончательном решении Шехтеля посвятить себя архитектуре.

Работы Шехтеля, начиная с наиболее ранних, говорят о его увлечении средневековым зодчеством во всех его модификациях: древнерусским, романским, готическим. В созданных им объектах проявилось хорошее знание и других стилей.

Из сооружений и дизайна интерьеров, спроектированных Шехтелем в неорусском стиле, наиболее примечательны:

  • Народный дом (1897 г.)
  • Оставшийся неосуществленным проект деревянного театра для Сокольников
  • Серия типовых проектов деревянных народных театров.

Для Народного театра в Сокольниках Шехтель нашел тип многоугольного в плане зрительного зала, со сближающимися к центру проходами и расположенными амфитеатром местами, компактный, вместительный, демократичный по облику. Фасады Народного театра, по существу, лишены декора. О принадлежности их к неорусскому стилю напоминают лишь башенки по сторонам от входа.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Еще более определенно сказываются новые черты в архитектуре и готических сооружений Шехтеля.

Разработанный впервые применительно к особняку Морозова на Спиридоновке в 1893 году принцип пространственно-планировочной организации оказался очень емким и перспективным. В особняке Морозова уже воплотились те находки, о которых впоследствии говорилось в связи с лучшими сооружениями Шехтеля в неорусском стиле. Можно говорить о новой системе, созданной в расчете на длительное восприятие во времени, с множества точек зрения, постоянно меняющихся в процессе движения. Расчет на круговое восприятие обусловливает необычность применяемых Шехтелем приемов и средств. Выразительность особняка Морозовой определяется, главным образом, логикой сочетания основных объемов. Сдержанное применение декора влечет за собой увеличение значимости отдельной детали и позволяет сосредоточить внимание на главном, добиться эмоциональной выразительности. Живописный план здания логичен и тщательно продуман. Он обусловлен заботой об удобствах и комфорте. Однако, в полном согласии с эстетикой модерна, они не являются самоцелью. Цель зодчего заставить всеми доступными ему средствами забыть об этом, забыть во имя красоты и одухотворенности целого. Планы и фасады особняка Морозова создают впечатление удивительного единства, не похожего на единство архитектурных сооружений предшествующего времени.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Садовый фасад 1893 г. Москва. Ф.Шехтель.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Садовый фасад 1893 г. Москва. Ф.Шехтель.

Шехтель выступает творцом прекрасного не только в богатых особняках верхушки московского купечества, но и в собственном, скромном по размерам и формам доме, в Ермолаевском переулке. Здесь тот же уют, та же забота об удобствах, виртуозная планировка (особенно если принять во внимание неудобную, неправильную форму участка), непередаваемое словами ощущение возвышенности, покоя и гармонии, не покидающее посетителя в интерьере даже сейчас, несмотря на утрату подлинной обстановки.

Собственный особняк на Б. Садовой, 4. Москва. 1909 г. Ф.Шехтель.

Собственный особняк на Б. Садовой, 4. Москва. 1909 г. Ф.Шехтель.

Все, что Шехтель создал на протяжении следующего десятилетия, лишь уточняло и развивало принципы, к которым пришел зодчий при проектировании особняка Морозовой. Иными стали формы. Некоторые из них совершенно утратили сходство с историческим прототипом.

 

Типография Левенсона в Трехпрудном переулке. Москва. 1900 г. Ф.Шехтель.

Типография Левенсона в Трехпрудном переулке. Москва. 1900 г. Ф.Шехтель.

 

Таковы, значительные постройки Шехтеля начала века:

  • Особняк Рябушинского на Малой Никитской.
  • Особняк Дерожинской в Штатном переулке.
  • Московский Художественный театр.
  • Типография Левенсона в Трехпрудном переулке.

Другие сооружения тяготеют к неорусскому стилю. К числу лучших построек Шехтеля в этом стиле относятся:

  • Комплекс павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901), за который Шехтель в 1902 году был удостоен звания академика
  • Ярославский вокзал, проектирование которого относится к 1902 году.
  • Собственная дача в Кунцево (1905 г.)
  • Дача Левенсона.
  • Проект Народного дома (1902 г.).
Особняк А. И. Дерожинской в Штатном переулке. Москва. 1901-1902 г. Ф.Шехтель.

Особняк А. И. Дерожинской в Штатном переулке. Москва. 1901-1902 г. Ф.Шехтель.

В особняках Рябушинского и Дерожинской, внешне не имеющих ничего общего друг с другом и с особняком Морозовой, выдержан общий принцип построения здания изнутри — наружу, от центрального (композиционного) ядра, та же система геометрических и математических зависимостей. Но в архитектурном образе зданий определеннее зазвучала диссонансность, трагическая гармония рубежа веков.

Здание Ярославского вокзала. 1902-1904 гг. Москва. Каланчевская площадь. Ф.Шехтель.

Здание Ярославского вокзала. 1902-1904 гг. Москва. Каланчевская площадь. Ф.Шехтель.

Выразительность и впечатляющая сила архитектурного образа особняка Рябушинского основаны на непосредственном взаимодействии контрастных, даже противоположных по своим характеристикам элементов, каждый из которых, в свою очередь, наделен взаимоисключающими чертами. Общий облик здания определяет противопоставление геометрически четких форм основного объема и силуэта (кубовидный объем, карнизы) и органических в своей неправильности балконов и крылец. Великолепен и интерьер здания. Как и в особняке Дерожинской, в дизайне интерьеров, определеннее, чем на фасадах, выявлена изобразительность форм, тяготеющих к природным. Их красота, богатство пространственных связей невольно заставляют забыть обо всем остальном. Планировка этого здания, как всегда у Шехтеля, продумана и целесообразна.

Особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской улице. Москва. 1900-1902 г. Ф.Шехтель.

Особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской улице. Москва. 1900-1902 г. Ф.Шехтель.

Заслуживает упоминания перестройка Шехтелем здания бывшего театра Лианозова для Московского Художественного театра.

Поэтика молодого театра оказалась удивительно созвучной поэтике и творческому кредо зодчего. Он сумел передать в архитектурном образе дизайна интерьеров свойственное неоромантическому мироощущению модерна представление о деятельности художника как о служении, о театре как о храме искусства, месте, где происходит священнодействие.

Интерьер МХАТа. Авансцена. Москва. 1902 г. Ф.Шехтель.

Интерьер МХАТа. Авансцена. Москва. 1902 г. Ф.Шехтель.

Архитектура театра — явление уникальное. Царившая в нем атмосфера сосредоточенности и изящной простоты, полное отсутствие традиционной лепнины, позолоты, продуманность колористической гаммы, скупое использование стилизованного орнамента, где повторялся мотив волны и летящей над ними чайки, создавала у зрителя ощущение значительности самого факта прихода в театр, заражала ожиданием того, что должно произойти на сцене. Зрительный зал театра спроектирован Шехтелем по принципу известного по особнякам контрасту темного низа и светлого верха: серебристо-сиреневая орнаментальная роспись потолка и фриза контрастировала с полумраком внизу подчеркнутым темно-зеленой кожей кресел партера. Нельзя не упомянуть о занавесе театра со знаменитой, летящей над волнами белой чайкой. Символ, созданный Шехтелем, чрезвычайно емок и многозначен. В нем содержится напоминание о духовных истоках театра, связанных с драматургией А.П.Чехова.

В сооружениях Шехтеля, выполненных в  неорусском стиле обращает на себя внимание лирическая трактовка первоисточника, приводящая к деформации исходной формы.

Зодчего интересует не буквальное воссоздание прототипов, а связанные с ними переживания. В постоянной заботе Шехтеля о красоте, находит выражение убежденность, что искусство должно быть полезно, прежде всего, своей способностью дарить людям радость, украшать жизнь и возвышать душу. Это ни в коей мере не означает забвения практических нужд. В архивах сохранилась докладная записка управляющего железной дорогой Москва — Ярославль — Архангельск, специально отмечавшего экономичность проекта Шехтеля: убранство Ярославского вокзала много дешевле традиционного штукатурного. В нем удобно и рационально используется застроенная площадь.

В 1898 — 1900 годы Шехтелем спроектированы и построены:

  • Торговый дом М.Кузнецова на Мясницкой
  • Торговый дом Аршинова в Старопанском переулке
  • Боярский двор на Старой площади.

Однако, в каждом из этих зданий обнаруживается определенная несамостоятельность, в частности отголоски венского модерна.

Вскоре, Шехтель создал несколько оригинальных проектов торгово-банковских учреждений. Среди них следует особо выделить:

  • Проект перестройки банка Рябушинских на Биржевой площади (1904 г.)
  • Неосуществленный проект банка на Никольской улице (1910 г.).

Созданные Шехтелем сооружения можно по праву отнести к шедеврам модерна в его строгом рационалистическом варианте.

Шехтель сумел передать в облике зданий особенности конструкции, превратив стены из несущего элемента в ограждающую плоскость, положить в основу композиции особенности конструктивной системы. С присущим ему умением находить объективные и убедительные решения он передал заложенные, казалось бы, в самой структуре сооружения художественные эффекты, ее воздушность и пространственность. В этих сооружениях Шехтеля фактура и цвет материала, их контраст и сопоставления, художественно осмысленные, превратились в одно из важнейших средств архитектурной выразительности.

Но, вскоре, реальность развеяла иллюзии, разрушив утопическую веру в возможность преобразования жизни средствами искусства. По мере ее изживания, родилась другая технократическая. Ее отражением явилось усиление рационалистических черт в позднем модерне, обращением к традиции, отмеченной чертами зрительной однотипности и простоты.

В качестве примера сооружений, где (с учетом новых веяний) произошло переосмысление Шехтелем наследия русского классицизма, могут быть названы:

  • Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой (1909 г.).
  • Выставочное здание в Камергерском переулке (1914 г.)
  • Библиотека-музей А.П. Чехова в Таганроге (1910 г.).

Поиски архитектора прервали первая мировая война, революция и гражданская война.

Строительство почти прекратилось. И хотя в середине 1920-х годов оно возобновилось, творчество Шехтеля к этому времени утратило свое авангардное значение. Архитектор был в числе тех, кто продолжил работать при новой власти. Он был председателем Архитектурно — технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-производственной комиссии при НТО ВСНХ, членом и председателем комиссий жюри по конкурсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. По его проекту был построен павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. Проекты этих лет, по преимуществу, архаичны. Шехтель словно стремился к возрождению ретроспективности того, с чем прежде боролся. То была сознательная позиция неприятия популярных в 1920-е годы идей производственного искусства, провозглашения необходимости делания вещей. Наиболее радикальные новаторы предлагали сбросить искусство с корабля современности. Однако, Шехтелю назначение искусства по-прежнему виделось в красоте, вносящей радость в жизнь человека. Его неоромантическая позиция, свойственная модерну, была абсолютно чужда конструктивизму, определяющему развитие архитектуры двадцатых годов.

Шехтель вошел в историю архитектуры как крупнейший мастер, один из создателей национального варианта модерна, характерный и яркий представитель российской архитектурной школы конца XIX начала XX столетия. Велико его значение и как педагога, преподававшего композицию в Строгановском училище с 1898 года вплоть до конца своей жизни.

Архитектор скончался 7 июля 1926 года.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: