09.12.2016

Майр, Симон (1763 — 1845). Концерты и концертное трио

Майр, Симон (1763 - 1845)

Майр, Симон (1763 — 1845)

Бывает, что композитор, родившись в одной стране, большую часть жизни и деятельности проводит в другой. К какой традиции следует его отнести в этом случае? Это — вопрос, на который, вероятно, не существует единственного правильного ответа. Так, для ознакомления с творчеством композитора И.Майра целесообразнее отправиться с туром в Италию. Иоганн Симон Майр (Johann Simon Mayr), известный итальянский композитор и педагог немецкого происхождения, родился 14 июня 1763 в Мендорфе (Альтманштайн, район Айхштета вблизи Ингольштадта). Начальное музыкальное образование Майр получил у своего отца, школьного учителя и органиста. В дальнейшем, он обучался при бенедиктинском аббатстве Фельтенбург (Weltenburg Abbey) и монастыре иезуитов в Ингольштадте (Ingolstadt). В 1790 г. Майр переехал в Италию. В Венеции он продолжил обучение у Фердинандо Бертони (капельмейстера собора Санкт-Марко), который поспособствовал становлению его карьеры. Вскоре после сочинения нескольких ораторий, опер и церковных произведений, Майр приобрел известность в Венеции. В 1802 г. он получил назначение капельмейстера в церкви Санта-Мария Маджоре в Бергамо. Здесь, композитор основал музыкальную школу (Lezioni Caritatevoli di Musica), по образцу монастырской музыкальной традиции, которая к тому времени уже была редкостью. Около семидесяти опер, исполнявшихся в крупнейших оперных театрах по всей Европе, снискали Майру репутацию «отца итальянской оперы». Наиболее известным учеником Майра стал Гаэтано Доницетти.

Бенедиктинское аббатство Фельтенбург

Бенедиктинское аббатство Фельтенбург

В дополнение к опере, композитор писал церковную музыку и песни. Также, сохранилось несколько крупных инструментальных композиций, включая два завершенных фортепианных концерта, концерт ре минор для флейты, кларнета, бассетгорна и пикколо с оркестром, а также Концертное трио ля-минор для трех скрипок с оркестром. Выдающийся немецкий композитор раннего романтизма Луи Шпор в своих мемуарах так характеризовал музыку Майра: «… в своих сочинениях он следовал итальянской манере, практически, отказавшись от немецкой. … Его очень любят и ценят по всей Италии, и особенно здесь в Неаполе… он заслуживает этого, как человек скромный и добродетельный…»

Concerto Bergamasco D-moll

Церковь Санта-Мария Маджоре в Бергамо

Церковь Санта-Мария Маджоре в Бергамо

Концерт для флейты, кларнета, бассетгорна и пикколо с оркестром относится к 1820 г. Отличительной особенностью этой работы является то, что четыре солирующих инструмента звучат по очереди. Концерт, по всей вероятности, был написан для того, чтобы дать возможность исполнителю продемонстрировать свои универсальные способности игры на разных инструментах. В печати, работа впервые появилась в 1978 г. под названием Бергамасский концерт (Concerto bergamasco) в редакции Генриха Бауэра. Первая часть сочинения, начинающаяся в ре миноре (d-moll) и заканчивающаяся в ре мажоре (D-Dur) написана для флейты. Здесь, можно услышать тематические намеки на музыку других композиторов, в частности, Бетховена. Легкое пиццикато в начале второй части звучит в партии кларнета. Иногда, его сопровождает соло виолончели. После вступления в ре миноре (d-moll), которое получит продолжение в партии бассетгорна, следует короткая третья часть, в которой использованы народные темы. Тема с вариациями заключительной части, в первой и пятой вариациях представлена партией бассетгорна. Третья вариация звучит в партии флейты, шестая – кларнета. Остальные вариации изложены партией оркестра. В седьмой вариации присутствует партия пикколо, которая подготавливает вступление к финалу, изложенному в виде вариации на оригинальную тему. Все сольные инструменты появляются вновь, сменяя друг друга в подвижном ритме 6/8 с оркестровой поддержкой.

Harpsichord Concerto CDur

Церковь Санта-Мария Маджоре в Бергамо. Интерьер

Церковь Санта-Мария Маджоре в Бергамо. Интерьер

Концерт для клавира До-мажор обычно исполняется в фортепианном варианте. Однако, указание композитора (автограф которого находится в библиотеке Института Доницетти в Бергамо) отводит сольную партию клавесину. Сочинение, по всей вероятности, было написано около 1800 г. в Венеции. К сожалению, его титульный лист был утрачен, однако, по аналогии с фортепианными концертами Моцарта К. 413, 414, 415 и 449, можно предположить возможность альтернативного исполнения произведения составом струнного квартета с гобоем или валторной. Стилистически, концерт Майра ближе к концертам Гайдна, музыку которого композитор почитал с юности.

Trio Concertante for 3 Violins and Orchestra A-moll

Концертное трио Майра для трех скрипок с оркестром ля-минор относится к 1820 г. Подобно оперным вступлениям, сочинение начинается медленной частью. Следующее андантино дает возможность солистам выразить свою партию в более экспрессивной манере. Оставшиеся части и финал произведения изложены в виде виртуозного диалога инструментов.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Франца Хаука.

Читайте также:

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: