19.09.2018

Картины художников. П.Синьяк и морская тема в живописи

Порт Сен-Тропе. Суда, расцвеченные флагами. Масло. 1893. П. Синьяк. Вупперталь, Музей фон дер Хейдта

Порт Сен-Тропе. Суда, расцвеченные флагами. Масло. 1893. П. Синьяк. Вупперталь, Музей фон дер Хейдта

Вероятно, мало у кого вызывает сомнение, что пуантилизм впервые появился во Франции. Сегодня, картины художников — пуантилистов можно увидеть во многих странах. Но, именно тур во Францию может дать возможность сопоставить реальные объекты — их пуантилистической интерпретации. И в первую очередь, это касается природы света и воды. Франция, 1870-е годы. В художественной жизни того времени в разгаре споры вокруг импрессионистов. Часть публики и критиков уже успела полюбить это жизнерадостное искусство, полное непосредственных впечатлений. Другим, их картины казались неоконченными, нарисованными неумело. Поль Синьяк, в качестве объекта, для подражания избрал именно импрессионизм.

Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже.

Его отец, состоятельный торговец, любил на досуге заняться рисованием. Семья Синьяков жила недалеко от холма Монмартр парижского квартала, где располагались мастерские художников. Возможно, это соседство, как и увлечение отца, подталкивало к тому, чтобы избрать путь живописца. В 1879 году, на выставке, устроенной независимыми художниками на авеню Опера, юный Синьяк попытался сделать несколько зарисовок с работ Э. Дега. Однако, находящийся там П. Гоген выпроводил его из зала со словами: Здесь не копируют, месье. Но его подлинным кумиром в то время был К. Моне, с любовью писавший виды Сены с парусными лодками. Вода текучая, непостоянная, была излюбленным мотивом Моне, помогала раскрыть своеобразие его живописной манеры. Главной задачей было передать изменчивость в природе. Импрессионисты использовали прием разделения цветов, не смешивали краски на палитре, а накладывали прямо на холст мазки чистого цвета, один возле другого. Поэтому их так привлекал мотив отражения лодок, береговой зелени в подвижном зеркале вод сама стихия разрушала четкие контуры рябью цветных пятен на сверкающей поверхности.

Песчаный берег моря. Масло. 1890. П. Синьяк. ГМИИ им А.С. Пушкина.

Песчаный берег моря. Масло. 1890. П. Синьяк. ГМИИ им А.С. Пушкина.

Синьяк следовал модным увлечениям, которыми были гребля и парусный спорт.

Художники отдали ему своеобразную дань. Еще предшественник импрессионистов Ш. Добиньи писал виды Сены не с берега, а из специально приспособленной лодки. Построил себе скромное суденышко для работы и К. Моне. Там можно было переночевать; однажды он даже проплыл на этой лодке вместе с семьей от Парижа до Руана. В 1883 году купил свою первую лодку и Синьяк. В 1885 году, молодой живописец осмелился обратиться с письмом к Моне: …Уже два года я занимаюсь живописью, и образцом мне служат Ваши произведения я следую дороге, открытой Вами. Я работаю постоянно и усердно, но мне не у кого спросить совета, я не знаю никого из художников-импрессионистов, кто мог бы мною руководить… Обращение к маститому художнику за советом не сыграло большой роли в творческой биографии Синьяка, Моне не был склонен к наставничеству. Напротив, знакомство с К. Писсарро, щедро делившимся опытом с теми, кто обращался за помощью, оказалось более полезным. Однако не импрессионисты стали настоящими учителями Синьяка. Эту роль взял на себя никому в то время неизвестный молодой живописец Жорж Сера. Они познакомились весной 1884 года на учредительном собрании Общества независимых художников.

Буксир на Маасе. 1907. П. Синьяк. Частное собрание.

Буксир на Маасе. 1907. П. Синьяк. Частное собрание.

Ж.Сера был создателем научной теории живописи, основанной не только на изучении старых мастеров, но и на применении к искусству законов оптического восприятия.

Свою теорию он методически воплощал в картинах с четко продуманной композицией, написанных мельчайшими точками чистого цвета. От французского слова point (точка) произошло одно из названий этой манеры пуантилизм. Сера и Синьяк называли себя неоимпрессионистами, подчеркивая связь с предшественниками. Иногда подобный способ живописи называют дивизионизмом (от division разделение), так как интуитивно применяемый импрессионистами метод разделения цветов Сера и его последователи возвели в систему. Историю создания новой манеры живописи Синьяк изложил в книге От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму, выпущенной в свет в 1899 году. Один из его первых значительных морских пейзажей «Крест моряков» написан в 1885 году в Сен-Бриаке, поселке на берегу моря. Картина напоминает о тех, для кого море стало последним пристанищем. С выбранного места открывался удачный панорамный вид на побережье, и Синьяк писал здесь в часы прилива и отлива. Точка зрения, композиционное решение напоминают о морских видах Моне, но в строгом соответствии горизонтальных и вертикальных акцентов чувствуется влияние Сера. Сюжет картины, овеянный печальной романтикой, дань мастера поэтической традиции сравнивать превратности жизни человека с игрой морской стихии.

Свободный человек, всегда ты к морю льнешь!
Оно — подобие твоей души бескрайней;
И разум твой влеком его безмерной тайной,
Затем, что он и сам с морскою бездной схож.

Так писал Ш. Бодлер. Море, корабли воспевал и другой поэт — А. Рембо.

Неудивительно, что увлечение Синьяка морем сопровождалось перекличкой с поэтическими образами. Исполненный в 1888 году на северо-западном побережье Франции пейзаж Порт в Портрие созерцательным настроением очень напоминает морские виды Сера. Горизонтальные линии плавно катящихся волн создают ощущение покоя. Синьяк в то время прилагает силы к совершенствованию гармонического строя картин. Он нумерует их, как музыкальные опусы, дает характерные подзаголовки, например, Заходящее солнце, ловля сардин. Адажио.

Гавань в Марселе. Масло. П. Синьяк. Около 1906-1907 годов. Государственный Эрмитаж.

Гавань в Марселе. Масло. П. Синьяк. Около 1906-1907 годов. Государственный Эрмитаж.

В 1891 году Синьяка  постигла тяжелая утрата внезапно умер его друг Ж.Сера.

С тех пор, Синьяк бережно хранил память о нем, делал все что мог, для сохранения наследия Сера и умножения его славы как художника. Однако в собственном творчестве постепенно удалялся от выработанной своим наставником жесткой системы, большую роль в его картинах начинает играть эмоциональное восприятие жизни, стремление к сочному цвету, декоративности. Синьяк все чаще бывает на юге Франции, где его покоряет контрастами средиземноморская природа. В 1892 году он открывает для себя приморский городок Сен-Тропе и с тех пор проводит там каждое лето. Он строит здесь дом. Отсюда, писала ученица Синьяка Л.Кутюрье, от взора моряка не укроется приближение судна, а от взора художника не ускользнет ни драма, ни праздник на море: буря с запада, пожар заката, парус или порыв ветерка. …Чтобы понять, в каком переливающемся, текучем свете видит мир Синьяк, надо знать его мастерскую 9 x 15 метров, где он работает лицом к лицу с морем. Лазоревый свет вливается через огромный проем, съедает материальность, объемность предметов, сводя их к окрашенным пятнам на светлых стенах. Синьяк, можно сказать, ставит свои полотна прямо на небе, пишет его оттенки и работает все время в общении с пространством. Теперь мастер не пишет картины прямо на открытом воздухе, как раньше. Он делает на месте лишь зарисовки, акварели, а живописные произведения создает в мастерской. Акварель, которая играла вначале роль подсобного средства, постепенно приобретает самостоятельное значение. Синьяк, наряду с Дж.М.У.Тернером и П.Сезанном один из лучших акварелистов XIX столетия. В живописи водяными красками он схватывал основные цветовые отношения. Даже в небольших, слегка тронутых кистью листах всегда чувствуется законченность.

Паруса и пинии. Масло. 1896. П. Синьяк. Частное собрание.

Паруса и пинии. Масло. 1896. П. Синьяк. Частное собрание.

Синьяк много путешествовал на собственных яхтах, не раз участвовал в парусных гонках, где бывал и победителем.

Множество картин с видами Роттердама, Константинополя, Венеции свидетельствует о том, что любознательность путешественника соединялась у него с зорким глазом художника. Марины Синьяка полны движения на воде искрится солнце, ветер надувает паруса, легкие корпуса яхт покачиваются на волнах. Он любил города, жизнь которых связана с морем. Непрестанно изучая эффекты освещения на воде, будучи знатоком ветров и морских течений, он создавал картины, в которых опирался на классическую традицию. Особенно дороги были ему работы художника XVII столетия К. Лоррена, великого мастера писать заходы и восходы солнца на море. И в XX век, будучи уже зрелым художником, Синьяк привнес живость французской художественной традиции. Его полотно «Вход в порт Ла-Рошель», написанное в 1924 году, изображает старинные портовые укрепления и яхту, идущую с попутным ветром. Судно легко движется по морской глади, живопись гармонична и празднична. Творчество  Синьяка осталось светлым и радостным, люди и природа живут в согласии, а художнику-моряку всегда сопутствует свежий ветер.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Синьяк, художник моря» К. Богемской, М. 1988 г.

Читайте также:

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: