17.11.2017

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Архитектура и дизайн интерьера. Часть 4

Новые хозяева затевают масштаб­ную и основательную реконструкцию своих владений, которую поручают ректору Академии художеств по «ар­хитектурной части» Андрею Алексее­вичу Михайлову, именуемому, в отличие от старшего брата, тоже архитек­тора, Михайловым-вторым.

К началу работ на Мойке, А. А. Ми­хайлов-второй – талантливый архитек­тор, тяготеющий к строгим классиче­ским образцам античного зодчества, уже известный как автор Садового корпуса Академии художеств, церк­ви святой Екатерины, дома Корса­ковых, реконструкции дворца Бобринских.

Годы создания дворца Юсуповых совпадают со стилистическим перио­дом в петербургской архитектуре, ус­ловно именуемым «николаевским ампиром». Эта последняя фаза раз­вития русского классицизма хроно­логически определялась первой по­ловиной царствования императора Николая I (1825-1855).

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Главный парадный вестибюль. Архитектры: А. Михайлов, И. Монигетти. 1858-1860 гг.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Главный парадный вестибюль. Архитектры: А. Михайлов, И. Монигетти. 1858-1860 гг.

Используя язык зрелых классических форм, А. А. Михайлов капитально перестраивает дворцовое здание, значительно увеличивая его в размерах. С восточной стороны, он пристраивает новый трехэтажный корпус, закрывает сквозной проезд во внутренний двор и размешает на его месте Главный Парадный вестибюль и Парадную лестницу.

В архитектуру фасада вводится мотив полного дори­ческого антаблемента, придающего зданию характер позднего класси­цизма. Центральную часть над порти­ком венчает аттик с лепным гер­бом князей Юсуповых. Лицевой фа­сад нового восточного корпуса полу­чает самостоятельную архитектурную обработку и отдельный вход с набережной — Малый Парадный подъезд.

Дворовые флигели, расположенные вдоль восточной границы участка, зодчий надстраива­ет и объединяет в целостное здание, уходящее в глубь усадьбы, раскинувшейся на юг от набережной Мойки до Офицерской улицы. Здесь появляют­ся новые оранжереи, реконструируют­ся многочисленные служебные постройки, садовый павильон, пейзажный сад. В результате, возникает целостный и гармо­ничный усадебный ансамбль.

За семь лет реконструкции, не­большой особняк превращается в об­ширный роскошный дворец со стро­гими величественными фасадами, окрашенными в желтый и белый –излюбленные цвета петербургского классицизма. Необычайного велико­лепия А. А Михайлов достигает в со­здании дизайна дворцовых интерьеров. Осо­бенно впечатляет парадная анфилада бельэтажа. Шесть залов и гостиных, архитектура и декор которых выдер­жаны в стилистике парадного русского ампира.

Здесь сияет позо­лота, лоснится безупречно гладкий мрамор, расцветают яркими тонами живописные плафоны и наборные паркеты, а изысканный фарфор, ажурная бронза, заткан­ные золотом шелка, лучистый хрусталь отражаются в мер­цающей глубине венецианских зеркал.

Большая ротонда, Синяя, Красная, Зеленая гостиные, Танцевальный и Бан­кетный залы вытянулись в анфиладу вдоль лицевого фа­сада. Вместе с архитектором над их созданием трудились лучшие художники-декораторы Антонио Виги, Пьетро Скотта, Барнабо Медичи, Фридолино Торичелли – талантливые итальянские мастера, прославившие петербургский классицизм в постройках таких выдающихся зодчих, как: Карл Росси и Андрей Воронихин.

Наряду со знаменитыми итальянцами, в Юсуповском дворце работал российский художник Алексей Травин. Мраморное убранство парадной анфилады создавали известные скульпторы-мраморщики Винченце Мадерни и Алессандро Трискорни.

Роскошные гостиные и просторные залы, исполненные монументального величия, были предназна­чены для торжественных приемов и праздничных балов, кото­рыми вскоре Юсуповский дворец стал известен на весь Петербург. Первый бал, по случаю завершения переустройства дворца, был дан 26 февраля 1837 года.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: