17.11.2017

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Архитектура и дизайн интерьера. Часть 9

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Архитектура и дизайн интерьера. Часть 9В главном дворцовом здании Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге А. Степанов произвел комплекс ра­бот, которые можно охарактеризовать, как первую крупную реставрацию вы­дающихся (в художественном отно­шении) интерьеров, созданных его предшественниками. К их замыслам архитектор подошел с пониманием и тактом, как тонкий стилист, вносящий деликатные поправки, не искажая задуманного ранее, а приводя к стилистической завер­шенности.

Мавританская гостиная Юсуповского дворца в Петербурге.

Мавританская гостиная Юсуповского дворца в Петербурге.

В ряде интерьеров, творческая одаренность мастера нашла самосто­ятельное отражение. В первую очередь, к их числу можно отнести «Мавритан­скую гостиную», преобразованную из монигеттиевской «Восточной» — в вол­шебное подобие «божественной Альгамбры» — шедевра испано-мавритан­ского зодчества Гранады XIV века. Также, это – «Дубовая столовая», созданная на месте Зимнего сада Б. Симона. Здесь, А. Степанов обратился к мотивам венецианского ренессанса. В дизайне интерьера были использованы: благород­ный темный дуб, орнаментированный тонкой искусной резьбой, в изыскан­ном сочетании с оливково-серыми штофами, затканными золотыми ли­лиями.

«Дубовая столовая» создавалась после объединения графских и кня­жеских элементов геральдики в но­вом гербе князей Юсуповых-графов Сумароковых-Эльстонов. Большое резное изображение этого герба было уста­новлено над центральным окном, об­ращенным во внутренний Парадный двор. Отдельные геральдические эле­менты и символы украшали резной фриз по периметру столовой. А. Степанов исполь­зовал гераль­дические мотивы и в живописном оформлении небольшого, колористически-изыскан­ного интерьера «Малой Картинной га­лереи», перестроенной из Белозеровской галереи, существовавшей во дворце с 1830-х годов.

Вершиной творчества архитек­тора Александра Степанова мож­но назвать домашний Театр, заклю­чающий анфиладу залов большой Картинной галереи. Оформленный в классическом стиле архитекто­ром А. Михайловым, этот интерьер в 1860 году был перестроен И. Монигетти. Степанов не только обогатил декоративное убранство, но и изменил размеры Театра, углубив его партер. Созданный им зал оказался миниатюрен, со­вершенен по пропорциям, и выдержан в стиле Людовика XV, дополненном роскошью барочных элементов и мо­тивов.

Живописные работы выполнял Эрнест Липгарт — известный худож­ник, историк искусства, впоследствии хранитель картинной галереи Эрмита­жа. Изящные красочные росписи Те­атра являются изумительной имита­цией живописи рококо, а высокий рельеф изощренной лепки, обилие золота, тяжелые бархатные драпиров­ки скорее присущи барокко.

В лепных картушах над сценой и центральной ложей, именуемой княжеской, были размещены монограммы Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ей, зодчий посвятил свое лучшее романтическое творение. Иногда, княгиня выступала на собственной сцене.

По воспоминаниям сына, Феликса Юсупова, она «имела природный дар танца, и дар комического, позволяв­ший ей сравниться с лучшими профес­сионалами».

С юсуповским Театром связаны многие выдающиеся имена: Людвиг Минкус и Эдуард Направник были капельмейстерами княжеского оркестра. Здесь выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Клара Шуман, Федор Шаляпин и Анна Павлова.

В причудливый рокайльный леп­ной декор, обрамляющий живописные композиции плафона, были вплетены еще два золоченых картуша. В них, указаны две даты. 1860 год — год реконструкции Теат­ра по замыслу И. Монигетти. 1899 – год, когда А. Степанов довел этот замысел до художественного совер­шенства, словно поставив эффектный восклицательный знак в конце архитектурной летописи Юсуповского дворца XIX столетия.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: