09.12.2016

Ван Дейк, Антонис (1599 — 1641). Картины художников

Автопортрет (фрагмент). Ван Дейк.

Автопортрет (фрагмент). Ван Дейк.

Антонис ван Дейк (22.03.1599, Антверпен — 9.12.1641, Лондон) — знаменитый фламандский портретист и исторический живописец, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св. Луки. К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. Петра, ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; Юпитер и Антиопа, ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).

Портрет сэра Вильяма Киллигрю. Ван Дейк.

Портрет сэра Вильяма Киллигрю. Ван Дейк.

Художественное образование ван Дейк усовершенствовал под руководством Рубенса.

Рубенс по достоинству оценил необычайные художественные способности ученика, и пользовался его помощью при исполнении своих работ. Слава Ван Дейка начала быстро распространяться за пределами его отечества, и в 1620 г. он был приглашен ко двору Якова II, а в следующем совершил путешествие в Италию. Пробыв несколько времени в Генуе, он направился в Рим, где прекрасно исполненным портретом заслужил расположение и покровительство кардинала Бентиволио (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Следующими пунктами его остановки были Болонья и Венеция, в которой он изучал преимущественно Тициана и П. Веронезе. Возвратившись через Мантую и Рим снова в Геную, он отправился по приглашению вице-короля Филиберта Эмануэля Савойского в Палермо, но вскоре покинул этот город ввиду свирепствовавшей там чумы. Оставив повсюду произведения своей кисти, преимущественно портреты, он через Марсель и Париж возвратился на родину. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, перенятые перед тем от Рубенса, он приобрел, особенно через изучение венецианских мастеров, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки.

Портрет дамы. Ван Дейк

Портрет дамы. Ван Дейк

Портреты ван Дейка, написанные во время итальянского путешествия, в отношении обдуманности, благородства стиля и нежности колорита уступают его более поздним произведениям этого рода, но превосходят их свежестью и силой красок. Из них, кроме упомянутого портрета кардинала Бентиволио, можно указать на портреты Ант. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене); большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна,Дендермонде, Генте; несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене); Пьета (в Антверпене); Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене; сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св. Себастьян), Дрездене, Берлине. Большинство портретов ван Дейка, находящихся в разных европейских галереях, относится также к этому периоду его деятельности.

Семейный портрет. Ван Дейк.

Семейный портрет. Ван Дейк.

В 1632 г. ван Дейк снова был вызван в Англию и сделался придворным живописцем короля Карла I.

Здесь ему пришлось принимать участие в роскошной жизни двора, и дом его стал сборным пунктом английской знати и интеллигенции. Осыпанный милостями короля, возведшего его в дворянское достоинство, и получая заказы от богатой английской аристократии, почти исключительно портретные, он только на полтора года расстался с Лондоном, дабы побывать в отечестве и написать несколько исторических картин: но в 1635 г. возвратился в английскую столицу и в 1639 г. женился на фрейлине английской королевы, Марии Рутвен. Политические смуты, мешавшие исполнению задуманных им работ, заставили его с женой вторично покинуть Англию. Посетив Фландрию и Париж, он снова вернулся в Англию, где скончался в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 г. Ко времени его пребывания в этой стране, прерванному два раза поездками на континент, принадлежит множество исполненных им портретов. Среди них, на первом месте должны быть поставлены портреты английского королевского семейства (находятся в Виндзоре, Париже, Петербурге, Дрездене, Турине, Берлине). Кроме этого, из его мастерской вышли за это время семейные портреты графов Пемброка и Арунделя и бесчисленные портреты, исполненные нередко при помощи учеников, отчасти находящиеся как в самой Англии, так и в галереях других стран. В Императорском Эрмитаже находится около 30 картин ван Дейка. Среди них:

  • Богородица с куропатками.
  • Тайная вечеря.
  • Спаситель на кресте.
  • Положение во гроб.
  • Неверие св. Фомы
  • Св. Себастьян.
Портрет патера Якоба Джорданса. Ван Дейк

Портрет патера Якоба Джорданса. Ван Дейк

Ван Дейк работал с необыкновенной легкостью и быстротой, чем и объясняется значительное количество его произведений, дошедших до нашего времени.

В исторической живописи он значительно уступал своему великому учителю, Рубенсу, в отношении богатства фантазии, в пылкости и живости темперамента, в силе и блеске красок; но зато он старался облагородить все резко-чувственное, смягчить выражение сильных аффектов и выдвинуть на первый план духовно-идеальные черты, представляемые изображаемым явлением или образом. Поэтому, ему лучше всего удавались сюжеты, в которых главную роль играет выражение душевного движения и нежного чувства. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. мучеников, материнская нежность Богородицы таковы наиболее часто трактуемые ван Дейком исторические сюжеты.

Портрет королевы Марии. Ван Дейк

Портрет королевы Марии. Ван Дейк

В особенности, его талант проявился с особенным блеском в портретах, в которых он, соблюдая полную верность природе, отличается благородством концепции, светлостью, прозрачностью и силой колорита, превосходной лепкой и живописной непринужденностью позы. С неподражаемой правдой и редким умом художник передавал тонкости характеров тех лиц высшего слоя общества, которых преимущественно приходилось ему изображать в своей мастерскою. Однако, в последнюю пору жизни, нуждаясь в средствах для удовлетворения своей привычки к роскоши, он стал небрежнее в работе. Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г.).

При подготовке публикации были материалы Энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: