07.12.2016

Декор интерьера и венецианское стекло. Страницы истории

Ваза Аквариум. Венецианское стекло.

Ваза Аквариум. Венецианское стекло.

Выражение венецианское стекло стало нарицательным. Его употребляют при высокой оценке художественных достоинств произведений из стекла, нередко находящих применение в декоре интерьера. Не случайно, крупнейшие музеи мира гордятся работами безымянных мастеров — стеклоделов Венеции наряду с полотнами прославленных живописцев их современников: Тициана, Карпаччо, Веронезе, Джорджоне. Особенно примечательны изделия XVI века подлинно золотого века венецианского стекла. В особенности, они выигрывают при сопоставлении с европейским стеклом предшествующих полутора тысячелетий: толстостенными, мутно-зелеными бутылочками, грубоватыми кубками в виде рога или кочерыжки с немудреными украшениями. Исключением было разве что цветное стекло Византии, дошедшее до нашего времени в мозаиках, да изделия мастеров Киевской Руси, которые умели варить свинцовый хрусталь за 500 лет до того, как его получили в Англии.

Ведёрко для шампанского. Венецианское стекло.

Ведёрко для шампанского. Венецианское стекло.

Прокатившиеся по Европе крестовые походы обернулись благом для Венеции — богатой, торговой республики, расположенной на их пути. Практичные и деятельные венецианские купцы осуществляли перевозки и снабжение войск. Им доставалась и большая доля трофейного имущества. Среди захваченных художественных сокровищ были византийские стеклянные чаши и кубки, до сих пор хранящиеся в соборе св.Марка. Эти изделия, вероятно, послужили венецианским мастерам образцом для подражаний. Да и сами византийцы, доставленные в республику в качестве своеобразного живого трофея в 1204 году, после разгрома крестоносцами Константинополя, считаются одними из основателей стеклоделия.

Кулон-лепесток из муранского стекла. Венецианское стекло.

Кулон-лепесток из муранского стекла. Венецианское стекло.

Стремительный подъем искусства венецианского стекла начался с XIII века, когда ремесленники образовали гильдию своеобразный производственно-творческий союз.

В 1268 году они устроили первую в мире выставку стекла. Горожане дивились их искусству: красочным бусам, графинам, флаконам. Правительство Венецианской республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать за пределы Венеции, но и не разрешило продавать даже битое стекло, которое до той поры охотно покупали соседние государства, стремясь наладить собственное производство. В 1291 году было приказано: разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных тогда Венеции, а печи из Венеции перенести за два километра от города, на остров Мурано, под предлогом пожарной безопасности. По существу, это был дипломатический ход, позволяющий сохранить приоритет и профессиональные секреты стекольного ремесла.

Подобные указы оборачивались для художников заточением, хотя и почетным: на желающих уехать с острова налагались непомерные штрафы. Труд стеклоделов приносил Венеции большие доходы и мировую славу. Их изделия служили драгоценным предметом венецианской торговли. К XV веку на Мурано насчитывалось до трехсот стеклодельных мастерских, а ремесленников вместе с семьями до 25 тысяч. Это заставило правительство республики наградить город мастеров значительными привилегиями. Остров Мурано получил собственное законодательство, правление, суд. Наиболее именитым фамилиям было пожаловано дворянство. Но не замедлили последовать и репрессии. К середине XV века были изданы указы, запрещавшие жителям острова под страхом смерти и каторги на галерах отъезд в другие земли. Вдогонку перебежчикам посылались наемные убийцы, а оставшиеся члены семей подвергались пыткам и тюремному заточению. Отголоски жестоких запретов ощущались еще и в XVIII веке, когда на улицах европейских столиц, случалось, находили убитых мастеров-венецианцев. Но строгости были бессильны укротить творческую энергию стеклоделов и их стремление поделиться со своими коллегами навыками профессионального мастерства. Венецианцы работали во многих европейских странах, повсюду способствуя зарождению и процветанию стеклоделия. Трудились итальянские мастера и под Москвой, на Измайловском заводе, основанном в 1668 году.

Скульптура Волна. Венецианское стекло.

Скульптура Волна. Венецианское стекло.

Искусство изготовления венецианского стекла вызывало восторг и стремление к подражанию.

О нем слагали легенды. Их произведения были настолько удивительны, что считались волшебными: верили в их целительную силу, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы. А тонкие знатоки иногда завещали положить наиболее ценные предметы из цветного стекла себе в гробницы. Благодаря этому, до нашего времени смогли сохраниться некоторые ранние венецианские изделия из цветного стекла, расписанные цветными эмалями и золотом. Их автором, как предполагают, являлся Анжело Баровиеро (1424 — 1461). Он выполнял оригинальные чешуйчатые орнаменты, включая в щедрый узор портреты, гербы и тематические картинные изображения. Но, в основном, творчество художников осталось анонимным.

Бокал. Венецианское стекло.

Бокал. Венецианское стекло.

Венецианские мастера превосходно владели труднейшими навыками изготовления цветного стекла. В XIV — XV веках излюбленными были лазоревые, изумрудные, лиловые оттенки. Позднее, палитра обогатилась за счет ранее недостижимых теплых золотистых и малиновых тонов. Появились стекла с цветными прожилками, блестками, пушинками, похожие на естественные самоцветы: яшмы, агаты, авантюрин. Было получено непрозрачно-белое, молочное стекло, подражающее привозному китайскому фарфору. Вершиной достижений стеклоделов стали прославленные опаловые стекла, словно бы пронизанные золотисто-голубым лунным светом. Но предметом особой гордости оставалось, на первый взгляд, обыкновенное бесцветное стекло, но необычайно легкоплавкое, податливое огню, а потому и горячей обработке. Изделия из него можно было выполнять тонкими и замысловатыми по форме. Замечательные пластические свойства материала позволяли изготавливать разнообразные кубки, кувшины, вазы, чаши.

Наиболее известный тип венецианского стекла — свободно, от руки, формованные бокалы и кубки (которые в обиходе называют изделиями на ножке).

Чаши таких сосудов простые по форме, тонкие и гладкие, зато ножка щедро украшена стеклянными лепными крыльями, венками, гирляндами цветов либо витыми змейками с головками тритонов, драконов, фантастических птиц. А подчас, в руках самых умелых стеклоделов возникали диковинные кубки кораблики. Испытывая многообразие изменений цвета в стекле, мастера создали прежде невиданные приемы декорирования, известные ныне как венецианская нить, венецианская филигрань. К огнедышащему кончику стеклянной заготовки особым способом приваривались белые и цветные стеклянные палочки, и изделие расцвечивалось всем на удивление плетеными кружевами. Этим методом рисунок создавался внутри самого материала, а не на поверхности стекла. Белые и цветные нити образовывали сложную, но всегда правильную и симметричную композицию. В умелых руках потомственных ремесленников, передававших профессиональные секреты мастерства из поколения в поколение, стекло послушно принимало то оригинальные узоры из трещинок кракле, то расцветало пышным букетом (узор миллефиори тысячецветка), то пенилось массой застывших внутри пузырьков, составлявших узорные хороводы . Техника венецианская нить полюбилась и российским мастерам. Ее широко применяли во многих стекольных заводах России, выпуская изделия для интерьерного декора.

Остров Мурано и в наши дни остается своеобразным островом сокровищ, производящим множество нарядных сувениров, которые охотно раскупают многочисленные туристы.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Обыкновенное волшебное стекло» Е.Рачука, М.1983 г.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: