15.10.2017

Врубель М. А. (1856 — 1910). Картины художников

Демон сидящий. 1890 г. Врубель М.

Демон сидящий. 1890 г. Врубель М.

Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Особое влияние на картины художника оказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова.

Врубель сделал значительно больше в движении к модерну, чем многие его современники.

Самобытная манера художника, особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предтечей кубизма, и мерцающий тонами сине-лилового мирового сумрака (А. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в.), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных; тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.

Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г.

Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г.

Декоративность картин художника нашла наиболее органичное воплощение во время его визитов в Абрамцево (1890-1900).

Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Русский стиль этих вещей нашел выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Н. А. Римского-Корсакова; последний был особенно духовно близок Врубелю в силу своей любви к фантазиям в русском сказочном роде. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Врубеля Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством пугающего хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также С. И. Мамонтова, все три 1897; все работы в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890-1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902; обе работы Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897 г. Врубель М.

Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897 г. Врубель М.

В 1902 Врубеля поражает тяжелый душевный недуг.

Но и в этод период (проведенный художником в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904; В. Я. Брюсов, 1906; обе картины смешанная техника, там же), работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Скончался Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

Необычность картин художника, несущих в себе синтез реального и ирреального, фантастического и преображенного до мистики действительного, отличает глубокая смысловая нагрузка и изысканная декоративность. Влияние искусства Врубеля было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

Музеи, в которых представлено творчество Врубеля:

  • ГТГ, Москва
  • Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
  • Киевский гос. музей русского искусства
  • Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
  • Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
  • Омский обл. музей изобр. искусств
  • Частное собрание
  • ГМИИ им. А.С.Пушкина
  • Кирилловская церковь, Киев
  • Саратовский худ. музей
  • Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
  • Кировский худ. музей им.Васнецовых
  • Краснодарский краевой худ. музей
  • Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петребург
  • Новгородский гос. объедин. музей-заповедник
  • Одесский худ. музей
  • Рязанский обл. худ. музей

Иллюстрации к публикации

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: